Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Указ Президента РФ о ФЦП «Мировой океан»

1  2  3  4  5  6  7  8

Учитывая первостепенное значение задачи обеспечения квалифицированными кадрами всех видов морской деятельности, включая научные исследования, ФЦП "Мировой океан" должна быть направлена на:
— сохранение и восстановление кадрового потенциала, изменение структуры образования с ориентацией на подготовку кадров для приоритетных видов морской деятельности по исследованию и использованию ресурсов и пространств Мирового океана;
— разработку мер по совершенствованию системы финансирования образовательных учреждений, которая должна сочетать использование бюджетных и внебюджетных средств, а также средств, получаемых от коммерческой деятельности этих учреждений;
— укрепление материально-технической базы, развитие производственной и социальной инфраструктуры морских и других образовательных учреждений.

Российский Север и тихоокеанское побережье - это обширные территории, обладающие уникальной флорой и фауной, многие виды которых имеются только в этих регионах. Здесь находятся ценнейшие исторические памятники духовной культуры различных народов, являющиеся свидетелями освоения этих регионов.

Вопросы сохранения и изучения историко-культурного наследия и природной среды, побережья и островов Северного Ледовитого океана, а также тихоокеанского побережья должны стать составной частью ФЦП Мировой океан.

Для решения этих задач в ФЦП Мировой океан необходимо предусмотреть:
— создание системы наблюдения за состоянием культурного и природного наследия районов Севера;
— меры, обеспечивающие сохранность природы и культурных ценностей Севера.

Коренные малочисленные народы, проживающие на побережье арктических и тихоокеанских морей, из-за нерационального хозяйственного освоения земных и водных территорий, ухудшения экономической обстановки, отсутствия возможности использовать ресурсы Мирового океана, поставлены в ряде случаев в тяжелое положение.

В ФЦП Мировой океан необходимо определить такие конкретные меры решения проблем коренных малочисленных народов Севера, как:
— защита их жизни и здоровья от разрушительного воздействия хозяйственной деятельности по освоению Мирового океана на основе минимизации уровня воздействия промышленного освоения океана на коренное население прибрежных регионов;
— создание условий для сохранения этнических признаков малых народов с учетом специфики их жизнеобеспечения.

Учитывая мировой опыт в ФЦП Мировой океан необходимо предусмотреть меры по развитию туризма в необжитых районах с девственной природой в северном и дальневосточном регионах страны. В этих целях:
— разработать принципы формирования туристско-рекреационных зон в приморских регионах;
— определить рекреационный потенциал районов и морей прибрежных регионов страны в целях развития внутреннего и международного туризма; — оценить допустимую экологическую нагрузку на эти регионы;
— определить оптимальный уровень использования туристско-рекреационного потенциала северных территорий и морей.

V. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Деятельность Российской Федерации, связанная с Мировым океаном, в настоящее время требует принятия мер по реализации ее национальных интересов в этой области. Реальное состояние экономики и хозяйственных реформ в стране позволяет осуществить лишь эволюционное развитие процессов обеспечения национальных и геополитических интересов России в Мировом океане.

Государственная поддержка и рациональное использование научно-технического потенциала России в условиях рыночной экономики, концентрация материальных и финансовых средств на приоритетных направлениях морской деятельности позволят в рамках ФЦП Мировой океан проводить на качественно новом уровне работы по освоению, изучению и использованию Мирового океана.

В настоящее время по проблемам, прямо или косвенно связанным с Мировым океаном, находится в стадии разработки, разработано и принято к исполнению более 20 федеральных целевых программ. В подпрограммы ФЦП Мировой океан наряду с проектами, разработанными непосредственно в ее рамках, могут также включаться наиболее важные проекты из уже реализуемых федеральных целевых программ. На первоначальном этапе реализации ФЦП Мировой океан целесообразно выделить из упомянутых программ на конкурсной основе наиболее эффективные и, по возможности, быстрореализуемые проекты, которые непосредственно связаны с морской деятельностью и направлены на достижение конкретных целей в ближайшей перспективе.

В рамках каждой из подпрограмм определяются цели, достижение которых через систему специально разработанных мероприятий дает реальные результаты в конкретные сроки.

В ФЦП Мировой океан необходимо обеспечить увязку программных мероприятий и последовательность их проведения с объемами финансирования, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач. На ближайшие один-два года программные мероприятия и их финансовое обеспечение должны быть конкретизированы.

VI. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЦП "МИРОВОЙ ОКЕАН"

Комплексное решение проблем использования, освоения и изучения акватории, ресурсов и прибрежных территорий Мирового океана является задачей чрезвычайной сложности. Она не может быть решена в течение ближайших лет и должна планироваться на длительную перспективу.

Реализовать ФЦП Мировой океан предполагается в несколько этапов. В условиях современной быстро меняющейся обстановки трудно рассчитывать на высокую степень надежности долгосрочных оценок и планов. Очевидно, что по результатам оценки эффективности выполнения работ на конкретных стадиях осуществления ФЦП "Мировой океан" в нее необходимо вносить корректировки, которые должны способствовать успешной ее реализации в целом. На каждом этапе с учетом ранее достигнутых результатов будут определяться очередные задачи и порядок их решения.

Срок действия ФЦП "Мировой океан", учитывая ее этапность, может быть неограничен. Основной целью начального этапа (1997-2002 годы) является приостановка процесса неуправляемого спада и стабилизация основных параметров, характеризующих деятельность России в Мировом океане.

Следующий этап может быть рассчитан на среднесрочную перспективу (2003-2007 годы) и должен предусматривать возможность корректировки ФЦП "Мировой океан" на основе анализа полученных результатов. Задачи этого этапа сводятся к созданию и наращиванию заделов в финансовой, правовой, политической, природоохранной, научно-технической и иных сферах морской деятельности России, позволяющих удовлетворять ее текущие нужды и обеспечивать долгосрочные интересы и потребности.

На последующем этапе в соответствии со стратегией внутреннего развития страны, ее положением на мировой арене и перспективными потребностями будет формироваться новая структура деятельности России в Мировом океане.

Срок реализации наиболее эффективных проектов ФЦП "Мировой океан", как правило, следует ограничить тремя-пятью годами.

Реализация ФЦП Мировой океан обеспечит России сохранение достойной позиции в мире, эффективное решение экономических проблем и будет способствовать обеспечению национальных интересов страны в Мировом океане.

VII. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФЦП "МИРОВОЙ ОКЕАН"

Реализация ФЦП Мировой океан должна обеспечить повышение обороноспособности страны на морских рубежах, укрепить экономический и сырьевой потенциал страны, улучшить снабжение населения продуктами питания, его информированность и защиту от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с процессами, происходящими в Мировом океане.

1  2  3  4  5  6  7  8

Другие ФЦП

Программа "Русский язык" на 2006-2010 годы.

Госкоординатор
Министерство образования и науки Российской Федерации
Госзаказчики
Федеральное агентство по науке и инновациям
Федеральное агентство по образованию

В период существования Советского Союза на русском как основном государственном языке разговаривали 286 млн. человек. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн. человек и по численности почти равно населению Российской Федерации, однако русским языком владеет, по оценкам, представленным в докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации "Русский язык в мире", 100 млн. человек. Согласно экспертным оценкам, через 10 лет число лиц, владеющих русским языком в этих странах, уменьшится более чем в 2 раза. Например, в Литве русским языком владеют 80 процентов лиц старшего и среднего возраста и лишь 13 процентов лиц моложе 15 лет.
В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения.
Федеральная целевая программа "Русский язык (2006 - 2010 годы)" является организационной основой решения проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации. Президент Российской Федерации Путин В.В. придает особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств - участников СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство (поручение Президента Российской Федерации от 4 января 2005 г. № Пр-22).
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. поставлена задача формирования единого экономического, гуманитарного и правового пространства СНГ, поскольку Россия связана с бывшими республиками СССР, а ныне независимыми государствами, единством исторической судьбы, русским языком и великой культурой.
Цель Программы - создание условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения для укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, развития интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее