Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Указ Президента РФ о ФЦП «Мировой океан»

1  2  3  4  5  6  7  8

9. Освоение и использование Арктики, изучение и исследование Антарктики

Арктика - это единая сложная региональная система, где переплетаются интересы России и других государств.

Интерес к Арктике обусловливается возможностью использования данного региона в транспортных целях; наличием запасов нефти, газа, других природных ресурсов, многие виды которых могут быть освоены уже в настоящее время; необходимостью проведения научных исследований природы региона, влияющей на состояние погоды и климата земного шара; обострением проблемы сохранения экологического равновесия.

Северный морской путь является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, при этом он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири. Для некоторых районов арктической зоны (Чукотка, острова арктических морей и ряд населенных пунктов побережья Красноярского края и Тюменской области) морской транспорт является единственным средством обеспечения массовых перевозок грузов.

Запасы минерального сырья на шельфе Севера России весьма значительны и сконцентрированы в уникальных по своим масштабам месторождениях. Такие ресурсы, как углеводороды, благородные, цветные и редкие металлы, ценные минералы и лес являются определяющими в народно-хозяйственном балансе России. В современных условиях экономика страны не может обойтись без ряда полезных ископаемых, добываемых в районах Севера и его арктической зоны. Освоение природных ресурсов и развитие производительных сил в районах Севера (включая арктическую зону) является важной частью экономической стратегии государства на длительный период.

Международные интересы России в Арктике заключаются в обеспечении благоприятных внешних условий для осуществления политических, экономических, социальных и других преобразований внутри страны. При этом необходимо подчеркнуть важность международного сотрудничества в решении экономических и юридических проблем в рамках создаваемого Арктического Совета, а также Совета Баренцева моря и его рабочей группы по Северному морскому пути, Арктической инициативы, Стратегии защиты окружающей среды Арктики.

Антарктика, имеющая определяющее значение для формирования климатических процессов на Земле, является наименее изученным регионом. В настоящее время отсутствует оценка ее хозяйственного потенциала и последствий масштабного освоения. Следует при этом иметь в виду, что добыча минеральных ресурсов на материке и шельфе в настоящее время запрещена Протоколом об охране окружающей среды от 1991 года к Договору об Антарктике 1959 года. В связи с этим выбор путей экологически безопасного развития разрешенной рыбопромысловой, научной и туристской деятельности в регионе зачастую приходится делать в условиях отсутствия достоверной информации и, соответственно, достаточно большой неопределенности.

В отношении Антарктики, где в настоящее время работают национальные экспедиции многих государств (и их список будет расширяться впредь), не решены территориальные проблемы. Территориальные претензии государств в настоящее время заморожены. Нельзя, однако, исключать, что выявление значительных ресурсов в этом регионе и появление средств их экономически эффективного извлечения могут вызвать в будущем серьезные конфликты.

Учитывая народно-хозяйственное, политическое, международное, экологическое и социальное значение освоения Арктики и Антарктики Россией, а также военное значение Арктики, в ФЦП Мировой океан необходимо:
а) сформулировать:
— принципы единой государственной политики в отношении Арктики как особого региона, имеющего долговременные, жизненно важные национальные интересы для России, затрагивающие многие стороны ее жизни;
— требования к развитию энергетической базы для надежного обеспечения социального и экономического развития районов Арктики, включая расширение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
— задачи развития транспортно-технологической системы Северного морского пути;
б) определить:
— меры по развитию и совершенствованию международного сотрудничества в районе Северного морского пути с учетом возрастающего интереса к его использованию со стороны зарубежных государств, в первую очередь для осуществления транзитных перевозок грузов между европейскими и азиатскими портами, а также меры по защите морской среды Арктики от загрязнения в процессе судоходства с учетом особой уязвимости природы Крайнего Севера;
— меры по сохранению существующего статуса Антарктики, закрепленного в Договоре об Антарктике 1959 года, и обеспечению долгосрочных интересов дальнейшего присутствия и практической деятельности России в этом регионе.

10. Создание единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане

В настоящее время информация по проблемам Мирового океана, являющаяся основой решения научно-технических, экономических, политических и военных задач, разбросана по различным ведомствам, результаты решения этих задач совместно не анализируются, взаимный обмен данными на регулярной основе не осуществляется.

В этих условиях целесообразно рассмотреть вопрос о создании в рамках ФЦП Мировой океан единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане. Она должна быть основана на существующих системах информации Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства связи Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственного комитета Российской Федерации по науке и технологиям, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Российской академии наук, Российского космического агентства с использованием современных информационных технологий.

Указанная система должна обеспечивать:
— повышение эффективности управления деятельностью по изучению и использованию ресурсов Мирового океана и контроля за его состоянием;
— предоставление оперативной информации пользователям для принятия решений и непосредственного осуществления того или иного рода деятельности;
— создание банка данных нормативной документации и средств метрологического обеспечения;
— развитие различных видов мониторинга в целях обеспечения освоения Мирового океана и осуществления морской деятельности;
— предоставление обобщенной или специальной информации для решения разнообразных проблем, не требующих режима работы с данными в реальном масштабе времени;
— обмен информацией между аналогичными системами в рамках международного сотрудничества.

Основными функциями указанной системы должны стать:
— сбор, обработка, накопление и распространение данных и информации о Мировом океане;
— долговременное гарантированное хранение информации и создание специализированных баз данных;
— производство информационной продукции и обеспечение ею заинтересованных потребителей;
— информационное сопровождение программ и проектов исследования и практического использования океанов и морей;
реализация функций центров данных в международных программах.

Единая общегосударственная система информации об обстановке в Мировом океане должна не подменять существующие информационные системы отраслей, связанных с проблемами Мирового океана, а обеспечивать их полноценное и эффективное использование, взаимодействие, доступ к информационным фондам с учетом соответствующего разграничения полномочий.

11. Гуманитарные вопросы

Масштабная реализация различных видов деятельности в Мировом океане создает ряд проблем, связанных с трудом и бытом как в океане, так и в прибрежных северных и восточных районах. Работа в океане связана с пребыванием в длительных плаваниях, долговременных экспедициях в малообитаемых, высокоширотных и отдаленных районах, на морских платформах, длительной изоляцией от привычного образа жизни и повышенным профессиональным риском.

В этих условиях ФЦП Мировой океан должна предусматривать:
— решение задач охраны труда, здравоохранения и социальной защиты работников, связанных с морской деятельностью;
— повышение престижа морских профессий;
— создание условий для сокращения оттока рабочей силы из приморских регионов Севера и Дальнего Востока, а также привлечение специалистов из континентальных районов России и русскоязычного населения из стран, образовавшихся на территории бывшего СССР, определение оптимального уровня миграции рабочей силы, в том числе иностранной.

1  2  3  4  5  6  7  8

Другие ФЦП

Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы"

Госкоординатор
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Госзаказчики
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Федеральная служба исполнения наказаний
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральное агентство по образованию
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное агентство геодезии и картографии
Федеральная таможенная служба
Федеральное космическое агентство
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. № 1650-р и в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.
Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства.
Целью Программы является сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации на 16 - 20 процентов по сравнению с 2004 годом.
Достижение указанной цели имеет стратегическое значение для решения актуальных задач обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, создания условий для успешной реализации социальной, экономической, оборонной, научно-технической политики Российской Федерации.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее