Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Указ Президента РФ о ФЦП «Мировой океан»

1  2  3  4  5  6  7  8

7. Использование биологических ресурсов Мирового океана

Россия - одно из ведущих рыбопромышленных государств, определяющих стратегию мирового рыболовства. Рыбное хозяйство Российской Федерации играет значительную роль в продовольственном комплексе страны. В ряде регионов (в первую очередь прибрежных - Приморском крае, Камчатской, Сахалинской, Калининградской и Мурманской областях) рыбное хозяйство является градообразующей отраслью, основным источником занятости населения.

В ближайшей перспективе, как и в настоящее время, основную часть российской сырьевой базы будут составлять биологические ресурсы исключительной экономической зоны. Однако чрезмерная эксплуатация внутренних ресурсов может резко сократить собственные рыбные запасы. Наибольшей опасности перелова подвергаются высокорентабельные виды биоресурсов, пользующиеся спросом на внешнем рынке, - крабы, креветки, треска, минтай. Это требует введения более строгих мер по регулированию и контролю промысла в традиционных районах лова в Японском, Охотском, Баренцевом и Беринговом морях с учетом действующих норм международного права.

К числу первоочередных задач отечественного рыболовства в рамках ФЦП "Мировой океан" относятся:
— рациональное освоение биоресурсов в водах исключительной экономической зоны Российской Федерации, в открытом океане, конвенционных районах, исключительных экономических зонах иностранных государств с целью выхода на обоснованный уровень снабжения населения нашей страны рыбой и другими морепродуктами;
— развитие марикультурных хозяйств в районах с благоприятными условиями для искусственного выращивания ценных морских гидробионтов и доведение выпуска их продукции до промышленного уровня.

Падение интереса к промыслу в иностранных зонах, связанное с недостаточной экономической выгодой, вынужденное снижение участия России в международных научно-исследовательских работах (проведение на своих судах учетных съемок, мониторинг состояния запасов рыбы и морепродуктов) чреваты дальнейшим вытеснением российского рыболовства из зон других прибрежных государств.

В последнее время в мировой рыбохозяйственной политике происходят нежелательные изменения. Вслед за США и некоторыми другими развитыми государствами многие страны Африки и Латинской Америки начинают проводить политику, направленную на полное вытеснение иностранного рыбопромыслового флота из своих зон.

В этих условиях необходимо закрепить российский приоритет в выявлении и освоении биоресурсов открытой части Мирового океана , а также сохранить и развивать связи в области рыболовства с другими прибрежными государствами, воды исключительных экономических зон которых богаты рыбой.

Большая часть традиционных промысловых районов попала под юрисдикцию прибрежных государств, при этом промысел стал регулироваться региональными международными рыболовными организациями. Отсюда вытекает необходимость заключения двусторонних соглашений о сотрудничестве в области рыболовства с максимальным числом стран, у побережья которых традиционно вели промысел российские суда.

Стратегия России в международных рыбохозяйственных организациях и в многостороннем рыбохозяйственном сотрудничестве в целом должна строиться исходя из необходимости решения вопроса о членстве Российской Федерации в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), а также активизации участия России в международных рыбохозяйственных организациях для защиты интересов отечественного рыболовства.

В этих условиях ФЦП Мировой океан должна быть ориентирована на:
— повышение эффективности использования сырьевых биологических ресурсов;
— модернизацию основных фондов рыбопромыслового и поискового флота и береговых предприятий;
— обновление флота за счет строительства судов, в том числе с привлечением финансового лизинга.

8. Транспортные коммуникации России в Мировом океане

В последние годы для России сложилась совершенно новая транспортно-коммуникационная ситуация. Она характеризуется тем, что:
— сведены к минимуму выходы России к Балтийскому и Черному морям и тем самым затруднен ее доступ к основным торговым морским путям;
— концевые магистрали системы сухопутных коммуникаций в Европе и Средней Азии оказались в других странах, в частности в Украине, Казахстане, прибалтийских государствах. В результате Россия была существенно отодвинута в глубь Евразии в северо-восточном направлении;
— по западному периметру постсоветского пространства располагаются страны, которые, по существу, стремятся использовать свое геополитическое положение для получения политических и иных выгод;
— внутренние и зарубежные пути, связывающие Россию с внешним миром, в особенности на юге и западе, частично оказались в зоне конфликтов (Закавказье, Таджикистан) либо в зонах как потенциальной, так и реальной нестабильности.

Около половины российских экспортно-импортных грузов перевозится морем, при этом подавляющая часть этого грузопотока проходит через балтийские и черноморские порты.

У России осталось лишь два (вместо прежних семи) порта на Балтике - Калининград и Санкт-Петербург, причем Калининград отрезан от России территорией Литвы, а акватория Санкт-Петербурга замерзает в холодное время года.

На Черном море Россия сохранила за собой из наиболее важных портов только Новороссийск и Туапсе, возможности которых ограничены. Одесса, Ильичевск и другие порты, всегда игравшие значительную роль в морской торговле страны, остались за пределами России. Порты Рени и Измаил, которые раньше обеспечивали России доступ к Дунаю, а следовательно и к важному водному пути в Центральную Европу по каналу Дунай-Майн-Рейн, также оказались потерянными. Оставшиеся у России морские порты могут обеспечить не более 60 процентов перевалочной портовой работы. Положение усугубляется и линией Турции на введение ограничений свободы судоходства через черноморские проливы, особенно в отношении крупнотоннажных танкеров.

В результате Россия вынуждена прибегать к транзитным перевозкам через порты прибалтийских государств и Украины. Стоимость транзита, решение связанных с ним организационных и других вопросов в значительной мере зависят от позиции этих государств.

чительной мере зависят от позиции этих государств. Северные рубежи России из-за суровых природных условий и по другим причинам не могут компенсировать потери транспортно-коммуникационных возможностей на западе и на юге (хотя и нуждаются в серьезном развитии).

Таким образом, перед Россией встала задача предотвратить оттеснение ее от мировых транспортных путей и перекрытие ряда ее важнейших коммуникаций.

Радикальные геополитические изменения привели к установлению очень жестких пределов любых возможных усилий со стороны России по использованию западного, южного и северного направлений мореходства.

В этих условиях для России особое значение приобретает дальневосточное направление, сохранение свободного выхода на пространства Тихого океана.

Россия, как никогда, заинтересована в более рациональной эксплуатации своих богатств и территорий. Территория российского Дальнего Востока превышает 6 млн.кв.километров. Береговая линия Японского и Охотского морей, принадлежащая России, превышает 4 тыс.километров. Наличие большого количества бухт позволяет обеспечить дальнейшее развитие портового хозяйства. Восточные земли России, тяготеющие к Тихому океану, чрезвычайно богаты в природном отношении, но мало населены и недостаточно освоены.

Быстрое экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона делает его перспективным для сотрудничества. Связи со странами этого региона становятся все более интенсивными, что не исключает необходимости серьезной работы и на других направлениях - Балтика, Черное море, Каспий, Северный Ледовитый океан.

В целях устранения угрозы транспортной (а следовательно и экономической) изоляции России ФЦП Мировой океан должна быть направлена на:
— экономически обоснованное и экологически допустимое развитие новых портовых систем на Балтийском и Черном морях и Кольском полуострове;
— обеспечение свободы судоходства в черноморских проливах;
— решение вопроса о создании интегрированного транспортного центра на Тихом океане.

1  2  3  4  5  6  7  8

Другие ФЦП

Программа "Культура России (2006-2010 годы)"

Госкоординатор
Министерство культуры Российской Федерации

Госзаказчики
Федеральное архивное агентство
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

В 2001 - 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.
Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.
Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее