Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Указ Президента РФ о ФЦП «Мировой океан»

1  2  3  4  5  6  7  8

5. Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики

Многие виды минеральных ресурсов Мирового океана и недр примыкающих к нему территорий по своему объему, свойствам и доступности намного превосходят природные ресурсы суши и рассматриваются многими странами как естественный источник, обеспечивающий сегодняшнее благополучие и устойчивость будущего развития. Свободное использование традиционных и сравнительно новых источников природных ресурсов является основой устойчивого, сбалансированного развития экономики отдельных стран и мирового сообщества в целом, удовлетворения жизненно важных интересов личности, общества и государства. Минерально-сырьевые ресурсы континентального шельфа представляют собой важную часть национального достояния Российской Федерации.

В России развернуты морские геолого-геофизические исследования, поисковые и разведочные работы по выявлению геологического строения и закономерностей размещения полезных ископаемых на шельфах океанов и морей с целью наращивания минерально-сырьевого потенциала страны и подготовки перспективных зон для промышленного освоения в первую очередь тех полезных ископаемых, которые имеют стратегическое значение. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в области изучения, разведки, освоения и сохранения минеральных ресурсов морского дна становится проблема делимитации морских границ, определения границ морского дна и континентального шельфа Российской Федерации.

Регионы с потенциальными источниками опасности, представляющими угрозу национальным интересам России в области изучения, освоения и использования минерально-энергетических ресурсов континентального шельфа, главным образом примыкают к морским границам Российской Федерации с государствами дальнего и ближнего зарубежья в акваториях Баренцева, Чукотского, Берингова, Охотского, Японского, Черного, Азовского и Балтийского морей, а также в приполярной области Северного Ледовитого океана.

Российская Федерация обладает самыми большими площадями прибрежной зоны, которая является местом добычи различных полезных ископаемых, гидротехнического строительства, интенсивного рыболовства, развития рекреации и оборонной деятельности. Очевидно, что природохозяйственная контактная зона суша - море есть зона интенсивного взаимодействия населения, хозяйства и природной среды. Эти области составляют небольшую часть общего объема океана, однако их влияние на него оказывается непропорционально большим. Практическая реализация данного направления ФЦП "Мировой океан" даст импульс для целенаправленного развития прибрежных регионов Российской Федерации.

Реализация ФЦП Мировой океан должна способствовать:
— промышленному освоению минеральных ресурсов океана, решению задачи обеспечения экономики Российской Федерации дефицитными видами сырья, прежде всего марганцем, кобальтом, и сохранению невосполнимых ресурсов для будущих поколений;
— решению социальных вопросов, связанных с использованием для переработки минерального сырья, добываемого на континентальном шельфе, предприятиями, находящимися на Кольском полуострове, Урале и в Сибири;
— созданию дополнительных рабочих мест вследствие открытия новых морских горнодобывающих предприятий;
— формированию законодательной базы, регламентирующей хозяйственную и иную деятельность в прибрежных зонах и ориентированной на согласование местных, региональных и общегосударственных интересов, связанных с освоением прибрежных зон;
— созданию системы экономического стимулирования развития морской деятельности с целью активизации усилий регионов в освоении экономического потенциала прибрежных зон;
— разработке механизма координации и реализации программ управления прибрежными зонами, а также контроля за состоянием окружающей среды, ресурсов и за антропогенными изменениями в прибрежных зонах, в том числе с участием субъектов Российской Федерации;
— решению ряда эколого-экономических вопросов, связанных с исключением использования дополнительного земельного фонда для строительства горнорудных и металлургических предприятий, извлечением из недр значительной массы горных пород, вовлечением в переработку взамен сульфидных медно-никелевых руд железомарганцевых образований, практически лишенных такой вредной примеси, как сера;
— решению политических и правовых вопросов, касающихся использования минеральных ресурсов морского дна за пределами национальной юрисдикции России в соответствии с международным правом.

6. Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана

Освоение ресурсов Мирового океана является задачей, сравнимой по своим масштабам и материальным затратам, ожидаемым научно-техническим и экономическим результатам с освоением космического пространства. Более того, любое направление в современной науке об океане (изучение геолого-геофизических процессов и закономерностей распределения минеральных ресурсов, исследование экосистем и биоресурсов или изучение влияния Мирового океана на климат планеты) также представляет собой крупную самостоятельную проблему. Для успешного решения проблем Мирового океана принципиально важным и необходимым условием является наличие современных технических средств, адекватных поставленным задачам. Создание в России перспективных средств, учитывающих специфические требования, предъявляемые к океанологической технике, возможно на основе использования современных конверсионных технологий и должно быть нацелено на решение следующих важнейших задач:
— обеспечение технических и технологических возможностей проведения глубоководного бурения, создание технологий глубоководных, шельфовых и придонных работ и материалов для работы в экстремальных условиях на границе гидросфера-литосфера;
— развитие методов и создание средств обработки геофизической информации в реальном масштабе времени;
— уточнение существующих карт с использованием современных приборов и методов изучения Мирового океана для проведения исследовательских, прикладных и хозяйственных работ;
— разработка методов и средств дистанционного измерения основных параметров океана, в том числе со спутников и космических станций;
— создание современного навигационно-гидрографического и гидрометеорологического оборудования для обеспечения безопасности морской деятельности;
— создание системы метрологического и нормативного обеспечения работ по освоению Мирового океана;
— формирование системы уменьшения последствий стихийных бедствий типа цунами, штормовых нагонов, моретрясений, извержений подводных вулканов и других.

ФЦП Мировой океан должна быть нацелена на защиту и сохранение морской среды, поддержание и развитие существующей научно-производственной базы, осуществление комплекса мероприятий по модернизации и обновлению российского океанологического флота, призванного обеспечить значительный объем исследований по проблемам Мирового океана, а также на создание основ для промышленного производства средств долговременного мониторинга морских живых ресурсов в совокупности с мониторингом загрязняющих веществ и других последствий деятельности человека в океане.

Реализация ФЦП Мировой океан должна предусматривать:
— создание техники и технологий проведения глубоководных, шельфовых и придонных работ, в том числе глубоководного бурения;
— создание новых материалов для работы в экстремальных условиях на границе гидросфера-литосфера;
— усиление контроля за состоянием морской среды в районах захоронения радиоактивных отходов, местонахождения затонувших кораблей с атомными установками и ядерным оружием;
— координацию направленных на предотвращение радиоактивного загрязнения морей мероприятий, которые включены в специальные программы;
— разработку предложений по защите деятельности человека в Мировом океане от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, создание банка данных потенциально опасных подводных объектов;
— формирование межведомственных специализированных отрядов для работы на опасных подводных объектах;
— наличие специально оборудованных научно-исследовательских судов для ведения подводных работ.

1  2  3  4  5  6  7  8

Другие ФЦП

Программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)"

Госзаказчики
Федеральная служба исполнения наказаний

Современная уголовно-исполнительная система представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих различные виды наказаний, и включает в себя 1060 учреждений, из них 844 исправительных учреждения, 7 тюрем, 209 следственных изоляторов. В настоящее время в указанных учреждениях содержатся более 812 тыс. человек.
Количество содержащихся в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (далее - подследственные), и осужденных к лишению свободы (далее - осужденные) в исправительных учреждениях не зависит от деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, а определяется главным образом уровнем преступности в стране и судебной практикой.
Осуществление политики гуманизации уголовного законодательства способствовало сокращению количества подследственных и осужденных. Только в течение 2002 года количество подследственных сократилось на 40 процентов. Вместе с тем наметившееся после принятия нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации снижение наполняемости следственных изоляторов ко второй половине 2005 года практически приостановилось в связи с ростом численности подследственных. В отдельных регионах наполняемость следственных изоляторов превышает установленный лимит наполнения, причем весьма значительно.
Целью Программы является приведение условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством Российской Федерации для перехода к международным стандартам содержания подследственных в следственных изоляторах.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее