Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Указ Президента РФ о ФЦП «Мировой океан»

1  2  3  4  5  6  7  8

3. Исследования природы Мирового океана

Современная наука о природной среде Мирового океана - одна из областей знания, оказывающих наиболее значительное влияние на развитие человечества. Именно в этой сфере деятельности заложена возможность решения многих научных, народно-хозяйственных и социальных проблем. Масштабность и значимость Мирового океана для всех сфер человеческой деятельности обусловлены его фундаментальной ролью как важнейшего звена экологической системы планеты, источника минеральных, биологических и стратегических ресурсов, главного фактора стабильности и возможных изменений климата Земли, а также важнейшего элемента обеспечения обороноспособности страны. Объективно роль минеральных и биологических ресурсов, извлекаемых из океана, для человечества будет неуклонно возрастать.

В то же время Мировой океан необходимо рассматривать как исчерпаемый ресурс, что требует поддержания баланса между масштабами использования его биологических ресурсов и их воспроизводства, между масштабами хозяйственной деятельности в океане и защитой морской среды от загрязнения. Кроме того, океан и морская среда представляют угрозу как источник чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасных для жизнедеятельности человека.

Для решения проблем Мирового океана многие государства объединяют свои усилия, создаются крупные международные научные программы и проекты. Участие России в таких программах в последние годы явно недостаточно вследствие значительного сокращения средств, выделяемых на научные исследования. Однако активное участие в международных проектах дает право на получение экспериментальных данных, ценность которых многократно превосходит затраты на участие. Масштабы и характер вовлеченности Российской Федерации в такое сотрудничество должны быть соотнесены с возможностью доступа России к новым банкам данных и ее способностью использовать эту информацию в национальных интересах.

В целях развития фундаментальных знаний по рациональному и экологически безопасному использованию природных ресурсов, обеспечения мореплавания и поддержания обороноспособности страны в России в течение двадцати лет осуществляется общегосударственная комплексная программа исследований и использования Мирового океана, направленная на изучение природных процессов.

Однако в последние годы в связи с экономическими и иными трудностями проведение работ в этой области существенно осложнилось. Резко сократилось число морских научных экспедиций и исследований. Практически полностью незадействованным оказался научный флот, происходит отток научных кадров. Благодаря имеющимся научным заделам прошлых лет и сохранившемуся кадровому составу уровень российской науки по изучению океана остается достаточно высоким. Тем не менее дальнейшее свертывание работ в этом направлении неизбежно приведет к отставанию России в области научного изучения и практического освоения Мирового океана и соответствующим стратегическим потерям для экономики и безопасности страны.

В связи с этим в целях максимально эффективного использования средств и ускорения практической отдачи от исследований в ФЦП Мировой океан необходимо предусмотреть постепенный переход от тематического подхода к проблемному в формировании научных программ и их финансировании.

ФЦП Мировой океан в области исследования природы океана должна быть направлена на решение задач по следующим приоритетным направлениям:
— исследования природной среды и ключевых процессов, происходящих в Мировом океане и смежных сферах;
— фундаментальные исследования проблем взаимодействия океана и атмосферы, в том числе глобальных процессов ("парниковый" эффект, энерго- и массообмен, биохимический цикл "углерод-кислород" и другие);
— исследования континентального шельфа, исключительной экономической зоны, территориального моря и прибрежной зоны Российской Федерации;
— изучение и мониторинг состояния Мирового океана и гидрометеорологической обстановки в морях России в целях обеспечения хозяйственной и оборонной деятельности;
— изучение динамики экосистем и морских биологических ресурсов, выявление новых районов промысла морепродуктов на основе оценки биопродуктивности различных акваторий Мирового океана;
— исследования строения и развития земной коры дна морей и океанов, прогноз и оценка минеральных ресурсов;
— обеспечение безопасности мореплавания, навигационно-гидрографическое, метрологическое и гидрометеорологическое обеспечение выполнения оборонных и народно-хозяйственных задач;
— исследования природных и антропогенных чрезвычайных экологических ситуаций в морских акваториях и прибрежных районах (землетрясений, цунами, пожаров, наводнений, извержений вулканов, разливов нефти и других явлений);
— развитие материально-технической базы научных исследований.

Особое внимание следует уделить исследованиям морей, прилегающих к территории России, включающим изучение и охрану морской среды, вопросы обоснования путей рационального использования биологических, минеральных и энергетических ресурсов в прибрежной зоне, сохранение рекреационного потенциала суши и моря.

Целесообразно развивать также исследования ресурсного потенциала открытого океана и его роли в глобальных процессах.

Указанные задачи могут успешно решаться при условии сохранения дееспособного российского научно-исследовательского флота.

4. Военно-стратегические интересы России в Мировом океане

Для России Военно-Морской Флот является объективной необходимостью, одним из важнейших инструментов обеспечения своих национальных интересов в Мировом океане, достижения государственных целей, поддержания военно-политической стабильности на морских и океанских пространствах, военной безопасности и международного авторитета.

Во главу угла политики в области безопасности Россия ставит политические, экономические и иные невоенные методы. Вместе с тем военная сила, как одна из составляющих мощи государства в современном мире, сохраняет свое значение в качестве средства сдерживания, обеспечения национальных интересов и целей государства, а при необходимости - средства пресечения агрессии.

Анализ состояния российского Военно-Морского Флота показывает, что он постепенно утрачивает способность защиты политических и экономических интересов страны, а также способность полноценного обеспечения безопасности со стороны морских границ. В настоящее время Военно-Морской Флот способен решать лишь ограниченный круг задач в наиболее важных районах ближней морской зоны.

С ослаблением российского Военно-Морского Флота наиболее реальную угрозу национальным интересам России в Мировом океане могут представлять:
— усиление политической и экономической нестабильности;
— неурегулированность вопросов морских границ по периферии России;
— территориальные претензии.

В тактике отстаивания своих интересов в Мировом океане Россия исходит из того, что ее Военно-Морской Флот не должен восприниматься ни одним государством мира как угроза своей безопасности. Военно-Морской Флот осуществляет прежде всего функцию сдерживания в интересах безопасности России. Развитие военно-морских сил сводится к сохранению в максимально возможной степени необходимого для обороны страны боевого потенциала, и в первую очередь морских стратегических ядерных сил как самого эффективного средства сдерживания, а также сил общего назначения.

Таким образом, Военно-Морской Флот с точки зрения защиты интересов Российского государства должен обеспечивать:
а) сдерживание возможных угроз и безопасную военно-морскую деятельность. Это означает поддержание морских сил ядерного сдерживания России на уровне, гарантирующем в составе стратегической триады страны разумную оборонную достаточность с учетом потенциала ведущих ядерных держав, и обеспечение формирования достаточных сил общего назначения Военно-Морского Флота;
б) национальное влияние и безопасность экономической деятельности в Мировом океане. Деятельность Военно-Морского Флота в этой области нацелена на обеспечение стратегической стабильности в различных регионах Российской Федерации, адекватное реагирование на вызовы безопасности России и ущемление ее национальных интересов и целей, поддержку и обеспечение ее усилий в решении мировых политических проблем. При этом должны соблюдаться нормы международного права, обеспечиваться защита и безопасность экономической деятельности государства в находящихся под его юрисдикцией морских пространствах;
в) своевременную оборону и отражение агрессии. Военно-Морской Флот должен быть способен противостоять агрессии с морских направлений. В случае возникновения угрозы ядерного нападения предполагается принятие мер, необходимых для ликвидации возникшей угрозы, и мер, обеспечивающих неотвратимость соответствующего отпора.

С учетом вышеизложенного в части реализации ФЦП Мировой океан необходимо:
— осуществлять разработку военной доктрины России с учетом значимости российского Военно-Морского Флота при решении вопросов военной и экономической безопасности страны;
— проработать вопросы строительства и военно-экономического обоснования развития Военно-Морского Флота с учетом особенностей океанских и морских пространств в разных районах для создания и поддержания соответствующей мощи морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения, береговой инфраструктуры флота, поисково-спасательной, научной и другой деятельности на длительную перспективу;
— проработать вопросы обеспечения экологически безопасного функционирования объектов Военно-Морского Флота.

1  2  3  4  5  6  7  8

Другие ФЦП

Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"

Госкоординатор
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Госзаказчики
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", включающая подпрограмму "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы" (далее соответственно - Программа, подпрограмма), разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. № 1515-р в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.
Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов (1995 год - 6,3 млн. человек, 2004 год - 11,4 млн. человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые.
Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами.
Основную долю в общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы - 64 процента. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов.
Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Число последних возросло с 453,7 тыс. человек в 1995 году до 613 тыс. человек в 2004 году.
Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.
В связи с этим необходимо разработать систему мер, направленную на увеличение количества реабилитированных инвалидов, включая инвалидов боевых действий и военной травмы. В настоящее время лишь в 3 - 5 процентах случаев удается восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности у этой категории граждан. Только 15 процентов инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в профессиональную деятельность.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее