Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Указ Президента РФ о ФЦП «Мировой океан»

1  2  3  4  5  6  7  8

1. Международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов

Вопросы разграничения морских пространств и, следовательно, юрисдикции в отношении различного рода ресурсной, природоохранной и других видов деятельности занимают существенное место в межгосударственных отношениях, в значительной мере определяют характер этих отношений, поскольку затрагивают экономические, политические и стратегические интересы сторон.

Россия является признанной морской державой, традиционно играющей существенную роль в изучении и освоении пространств и ресурсов Мирового океана. Ее деятельность в этой области была и остается сферой сотрудничества и противоборства с другими государствами.

В последнее время проблема отстаивания российских интересов в Мировом океане, включая прибрежную зону, серьезно осложнилась. После образования на территории бывшего СССР ряда независимых государств часть морских границ России сохраняет статус, установленный в соответствии с ранее заключенными международными соглашениями. Вместе с тем с приобретением независимости Украиной, Грузией и прибалтийскими государствами возникли новые морские границы, которые пока не закреплены международными договорами с Россией и при этом обладают разной степенью защищенности и взрывоопасности. Не завершен процесс разграничения морских пространств с Норвегией, США и Японией. Особые проблемы возникают в отношениях с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном в связи с неурегулированностью правового статуса Каспийского моря, не являющегося в правовом отношении частью Мирового океана и не имеющего сегодня морских границ.

Изменение правового режима морских пространств у побережья России и использование их в новых условиях, динамика геополитических процессов требуют от России адекватного реагирования на сложившуюся ситуацию в отношении Мирового океана.

Приоритетными направлениями обеспечения международных интересов России в Мировом океане как в настоящее время, так и на длительную перспективу являются:
— поддержание мира и безопасности;
— защита суверенитета, прав и интересов России в соответствующих морских пространствах, включая их разграничение;
— защита и сохранение морской среды с учетом международных обязательств;
— развитие экономического, экологического, правового и научно-технического сотрудничества с другими странами и международными организациями по проблемам Мирового океана.

Первостепенное значение в становлении международного правового режима морских пространств имеет вступление в силу 16 ноября 1994 г. Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую Российская Федерация подписала, но еще не ратифицировала.

Конвенция закрепляет свободу судоходства в открытом море, право прохода через проливы, используемые для международного судоходства, свободу рыболовства в открытом море и специальные права прибрежных государств в области использования живых и неживых ресурсов моря, защиты и сохранения морской среды. В соответствии с Конвенцией за Россией закреплен участок морского дна в Тихом океане, содержащий запасы ряда стратегических металлов. Во исполнение положений Конвенции создан и начал работать международный орган по морскому дну.

Что касается тактики отстаивания российских интересов в Мировом океане, то с учетом переживаемых страной экономических трудностей наиболее важным является дальнейшее развитие налаженного в последние десятилетия достаточно тесного сотрудничества в рамках встреч шести ведущих морских держав (России, США, Японии, Германии, Франции, Великобритании). Хотя между Россией и этими государствами еще долго могут сохраняться разногласия по отдельным военно-политическим и экономическим аспектам использования Мирового океана, их объединяет стремление добиваться выполнения положений Конвенции теми развивающимися странами, которые не отказались от попыток неправомерного расширения своей юрисдикции в Мировом океане, включая экономические зоны и международные проливы.

Следует также продолжить налаженное региональное сотрудничество с прибрежными государствами в Балтийском и Баренцевом морях (включая совместное использование острова Шпицберген), в Беринговом и Японском морях, в районе Курильских островов, в Азовском и Черном морях (включая вопрос об обеспечении свободы прохода в черноморских проливах), а также в Арктике и Антарктике.При выработке нового правового статуса Каспия и решении проблем добычи и транспортировки нефтегазовых ресурсов интересы России могут быть обеспечены лишь при активном взаимодействии с другими заинтересованными государствами, и в первую очередь с Туркменистаном и Ираном.

Учитывая широту российских интересов в области использования Мирового океана, необходимо и далее принимать активное участие в обсуждении этих проблем в соответствующих международных организациях. При этом важно оказывать влияние на работу тех неправительственных организаций, в которых зачастую зондируется отношение государств к новым правовым, экономическим и научным концепциям изучения и использования океанов и морей.

Стратегическая линия России по защите государственных интересов в Мировом океане должна базироваться на законодательстве, обеспечивающем необходимую правовую основу для реализации прав и обязанностей Российской Федерации в своих внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в районах за пределами национальной юрисдикции с учетом международных обязательств.

ФЦП Мировой океан в международно-правовых вопросах, их политическом аспекте, тактике отстаивания интересов России должна предусматривать:
— подготовку рекомендаций по использованию морских пространств и ресурсов с учетом современных внутренних и международных экономических и политических условий, долгосрочных национальных и геополитических интересов России, а также по защите интересов России в Мировом океане за пределами ее национальной юрисдикции;
— оценку соответствия действующего в России морского законодательства международным правовым нормам и подготовку при необходимости дополнительных законопроектов в области мореплавания и использования морских ресурсов для создания целостной законодательной базы;
— обеспечение соблюдения установленного режима морской государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

2. Торговые отношения, обеспечение равных возможностей на мировом рынке товаров и технологий

Морские перевозки занимают центральное место в обеспечении экономических связей России с зарубежными странами и жизнедеятельности северных и дальневосточных регионов страны. Объем внешнеторговых перевозок российским морским флотом в 1995 году составил 81,6 млн. тонн, в том числе нефтеналивным - 26,2 млн. тонн. Каботажные перевозки морем в северные и восточные регионы России составили в 1995 году около 7 млн. тонн.

В то же время Россия не полностью использует возможности морского транспорта для расширения внешнеэкономических связей. Медленно развиваются новые прогрессивные формы торговли и сотрудничества. Недостаточно изучается и используется опыт других стран по созданию специальных и свободных экономических зон с учетом специфики прибрежных регионов страны.

К настоящему времени Россия потеряла лучшие по климатическим условиям и техническому оснащению морские порты на Черном и Балтийском морях, что резко увеличило зависимость внешнеэкономических связей страны от организации обслуживания российских судов портами, расположенными на территории государств - бывших республик СССР. В частности, в 1995 году на их долю пришлось 26,6 млн. тонн (около 33 процентов всего внешнего грузооборота). Прибалтийские государства и Украина, учитывая заинтересованность России в использовании их портов, пытаются оказывать на нее экономическое давление.

Ослабление экономических и политических позиций России повлекло за собой стремление ряда государств вытеснить ее с мировых рынков услуг и товаров высокой степени обработки, средств вооружения, другой наукоемкой продукции, осложнить работу и обслуживание российских судов на международных линиях и в портах. Ужесточились правила прохода судов, прежде всего нефтеналивных, через проливы, особенно черноморские.

Вместе с тем Россия обладает значительным потенциалом в области морского транспорта, что должно получить адекватное отражение в процессе проведения соответствующих двусторонних и многосторонних (в том числе в рамках Всемирной торговой организации) переговоров. При этом следует предпринимать меры по обеспечению равноправия в многосторонней торговой системе морского транспорта.

В связи с этим реализация ФЦП Мировой океан должна быть направлена на:
— формирование механизма по регулированию и стимулированию активного участия России и ее субъектов в международном разделении труда в Мировом океане;
— обеспечение устойчивого положения России на международных рынках морских перевозок, а также высокотехнологичных и наукоемких товаров, включая вооружение;
— создание специальных и свободных экономических зон с учетом российской специфики и международного опыта;
— максимальное использование возможностей международной торговли и иностранных инвестиций для повышения эффективности экономики прибрежных регионов;
— обеспечение эффективного использования международно-правовых механизмов для поддержания равноправного режима торговли;
— обеспечение государственных интересов России при организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности в прибрежных регионах;
— создание системы защиты производственного и потребительского рынков товаров и услуг, адекватной международным требованиям и государственным стандартам Российской Федерации;
— совершенствование правового регулирования российской внешнеэкономической деятельности в целях более полного учета национальных интересов;
— обеспечение беспрепятственного плавания российских судов в океане и их обслуживания в портах;
— поддержание технического состояния российского флота на уровне, соответствующем международным требованиям;
— урегулирование правовых, экономических и технических вопросов, связанных с использованием портов Прибалтийских государств и Украины; — развитие собственного портового хозяйства на Черном и Балтийском морях для уменьшения зависимости России от стран, к которым отошли ранее принадлежавшие СССР порты;
— создание портов в незамерзающих акваториях с учетом требований соответствующих конвенций.

1  2  3  4  5  6  7  8

Другие ФЦП

Программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года"

Госкоординатор
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Госзаказчики
Российская академия сельскохозяйственных наук
Федеральное агентство водных ресурсов

Анализ современного состояния и возможных сценариев развития сельскохозяйственного производства подтверждает необходимость проведения комплекса мероприятий по стабилизации и восстановлению сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, а также улучшение общей экологической обстановки.
Сельскохозяйственные угодья, выбывшие из оборота за последние 15 лет, составили более 15 млн. гектаров, более 56 млн. гектаров пашни характеризуются низким содержанием гумуса. Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем по Российской Федерации составил 0,52 тонны на гектар. Вносимые дозы минеральных и органических удобрений не компенсируют потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв.
Дальнейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства.
Целями Программы являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Основной задачей Программы является систематическое воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, получение стабильных урожаев и улучшение баланса питательных веществ в почвах с учетом биоклиматического потенциала агроландшафтов.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее