1 2 3 4 5 6 7 8
1. Международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов
Вопросы разграничения морских пространств и, следовательно,
юрисдикции в отношении различного рода ресурсной, природоохранной и
других видов деятельности занимают существенное место в
межгосударственных отношениях, в значительной мере определяют характер
этих отношений, поскольку затрагивают экономические, политические и
стратегические интересы сторон.
Россия является признанной морской державой, традиционно играющей
существенную роль в изучении и освоении пространств и ресурсов
Мирового океана. Ее деятельность в этой области была и остается сферой
сотрудничества и противоборства с другими государствами.
В последнее время проблема отстаивания российских интересов в
Мировом океане, включая прибрежную зону, серьезно осложнилась. После
образования на территории бывшего СССР ряда независимых государств
часть морских границ России сохраняет статус, установленный в
соответствии с ранее заключенными международными соглашениями. Вместе
с тем с приобретением независимости Украиной, Грузией и прибалтийскими
государствами возникли новые морские границы, которые пока не
закреплены международными договорами с Россией и при этом обладают
разной степенью защищенности и взрывоопасности. Не завершен процесс
разграничения морских пространств с Норвегией, США и Японией. Особые
проблемы возникают в отношениях с Азербайджаном, Казахстаном,
Туркменистаном и Ираном в связи с неурегулированностью правового
статуса Каспийского моря, не являющегося в правовом отношении частью
Мирового океана и не имеющего сегодня морских границ.
Изменение правового режима морских пространств у побережья России
и использование их в новых условиях, динамика геополитических
процессов требуют от России адекватного реагирования на сложившуюся
ситуацию в отношении Мирового океана.
Приоритетными направлениями обеспечения международных интересов
России в Мировом океане как в настоящее время, так и на длительную
перспективу являются:
— поддержание мира и безопасности;
— защита суверенитета, прав и интересов России в соответствующих
морских пространствах, включая их разграничение;
— защита и сохранение морской среды с учетом международных
обязательств;
— развитие экономического, экологического, правового и
научно-технического сотрудничества с другими странами и международными
организациями по проблемам Мирового океана.
Первостепенное значение в становлении международного правового
режима морских пространств имеет вступление в силу 16 ноября 1994 г.
Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую Российская
Федерация подписала, но еще не ратифицировала.
Конвенция закрепляет свободу судоходства в открытом море, право
прохода через проливы, используемые для международного судоходства,
свободу рыболовства в открытом море и специальные права прибрежных
государств в области использования живых и неживых ресурсов моря,
защиты и сохранения морской среды. В соответствии с Конвенцией за
Россией закреплен участок морского дна в Тихом океане, содержащий
запасы ряда стратегических металлов. Во исполнение положений Конвенции
создан и начал работать международный орган по морскому дну.
Что касается тактики отстаивания российских интересов в Мировом
океане, то с учетом переживаемых страной экономических трудностей
наиболее важным является дальнейшее развитие налаженного в последние
десятилетия достаточно тесного сотрудничества в рамках встреч шести
ведущих морских держав (России, США, Японии, Германии, Франции,
Великобритании). Хотя между Россией и этими государствами еще долго
могут сохраняться разногласия по отдельным военно-политическим и
экономическим аспектам использования Мирового океана, их объединяет
стремление добиваться выполнения положений Конвенции теми
развивающимися странами, которые не отказались от попыток
неправомерного расширения своей юрисдикции в Мировом океане, включая
экономические зоны и международные проливы.
Следует также продолжить налаженное региональное сотрудничество с
прибрежными государствами в Балтийском и Баренцевом морях (включая
совместное использование острова Шпицберген), в Беринговом и Японском
морях, в районе Курильских островов, в Азовском и Черном морях
(включая вопрос об обеспечении свободы прохода в черноморских
проливах), а также в Арктике и Антарктике.При выработке нового
правового статуса Каспия и решении проблем добычи и транспортировки
нефтегазовых ресурсов интересы России могут быть обеспечены лишь при
активном взаимодействии с другими заинтересованными государствами, и в
первую очередь с Туркменистаном и Ираном.
Учитывая широту российских интересов в области использования
Мирового океана, необходимо и далее принимать активное участие в
обсуждении этих проблем в соответствующих международных организациях.
При этом важно оказывать влияние на работу тех неправительственных
организаций, в которых зачастую зондируется отношение государств к
новым правовым, экономическим и научным концепциям изучения и
использования океанов и морей.
Стратегическая линия России по защите государственных интересов в
Мировом океане должна базироваться на законодательстве, обеспечивающем
необходимую правовую основу для реализации прав и обязанностей
Российской Федерации в своих внутренних водах, территориальном море,
исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в
районах за пределами национальной юрисдикции с учетом международных
обязательств.
ФЦП Мировой океан в международно-правовых вопросах, их
политическом аспекте, тактике отстаивания интересов России должна
предусматривать:
— подготовку рекомендаций по использованию морских пространств и
ресурсов с учетом современных внутренних и международных экономических
и политических условий, долгосрочных национальных и геополитических
интересов России, а также по защите интересов России в Мировом океане
за пределами ее национальной юрисдикции;
— оценку соответствия действующего в России морского
законодательства международным правовым нормам и подготовку при
необходимости дополнительных законопроектов в области мореплавания и
использования морских ресурсов для создания целостной законодательной
базы;
— обеспечение соблюдения установленного режима морской
государственной границы, исключительной экономической зоны и
континентального шельфа Российской Федерации.
2. Торговые отношения, обеспечение равных возможностей на мировом рынке товаров и технологий
Морские перевозки занимают центральное место в обеспечении
экономических связей России с зарубежными странами и жизнедеятельности
северных и дальневосточных регионов страны. Объем внешнеторговых
перевозок российским морским флотом в 1995 году составил 81,6 млн.
тонн, в том числе нефтеналивным - 26,2 млн. тонн. Каботажные перевозки
морем в северные и восточные регионы России составили в 1995 году
около 7 млн. тонн.
В то же время Россия не полностью использует возможности морского
транспорта для расширения внешнеэкономических связей. Медленно
развиваются новые прогрессивные формы торговли и сотрудничества.
Недостаточно изучается и используется опыт других стран по созданию
специальных и свободных экономических зон с учетом специфики
прибрежных регионов страны.
К настоящему времени Россия потеряла лучшие по климатическим
условиям и техническому оснащению морские порты на Черном и Балтийском
морях, что резко увеличило зависимость внешнеэкономических связей
страны от организации обслуживания российских судов портами,
расположенными на территории государств - бывших республик СССР. В
частности, в 1995 году на их долю пришлось 26,6 млн. тонн (около 33
процентов всего внешнего грузооборота). Прибалтийские государства и
Украина, учитывая заинтересованность России в использовании их портов,
пытаются оказывать на нее экономическое давление.
Ослабление экономических и политических позиций России повлекло
за собой стремление ряда государств вытеснить ее с мировых рынков
услуг и товаров высокой степени обработки, средств вооружения, другой
наукоемкой продукции, осложнить работу и обслуживание российских судов
на международных линиях и в портах. Ужесточились правила прохода
судов, прежде всего нефтеналивных, через проливы, особенно
черноморские.
Вместе с тем Россия обладает значительным потенциалом в области
морского транспорта, что должно получить адекватное отражение в
процессе проведения соответствующих двусторонних и многосторонних (в
том числе в рамках Всемирной торговой организации) переговоров. При
этом следует предпринимать меры по обеспечению равноправия в
многосторонней торговой системе морского транспорта.
В связи с этим реализация ФЦП Мировой океан должна быть
направлена на:
— формирование механизма по регулированию и стимулированию
активного участия России и ее субъектов в международном разделении
труда в Мировом океане;
— обеспечение устойчивого положения России на международных рынках
морских перевозок, а также высокотехнологичных и наукоемких товаров,
включая вооружение;
— создание специальных и свободных экономических зон с учетом
российской специфики и международного опыта;
— максимальное использование возможностей международной торговли и
иностранных инвестиций для повышения эффективности экономики
прибрежных регионов;
— обеспечение эффективного использования международно-правовых
механизмов для поддержания равноправного режима торговли;
— обеспечение государственных интересов России при организации и
осуществлении внешнеэкономической деятельности в прибрежных регионах;
— создание системы защиты производственного и потребительского
рынков товаров и услуг, адекватной международным требованиям и
государственным стандартам Российской Федерации;
— совершенствование правового регулирования российской
внешнеэкономической деятельности в целях более полного учета
национальных интересов;
— обеспечение беспрепятственного плавания российских судов в океане
и их обслуживания в портах;
— поддержание технического состояния российского флота на уровне,
соответствующем международным требованиям;
— урегулирование правовых, экономических и технических вопросов,
связанных с использованием портов Прибалтийских государств и Украины;
— развитие собственного портового хозяйства на Черном и Балтийском
морях для уменьшения зависимости России от стран, к которым отошли
ранее принадлежавшие СССР порты;
— создание портов в незамерзающих акваториях с учетом требований
соответствующих конвенций.
1 2 3 4 5 6 7 8
|