Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Указ Президента РФ о ФЦП «Мировой океан»

1  2  3  4  5  6  7  8

1. Международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов

Вопросы разграничения морских пространств и, следовательно, юрисдикции в отношении различного рода ресурсной, природоохранной и других видов деятельности занимают существенное место в межгосударственных отношениях, в значительной мере определяют характер этих отношений, поскольку затрагивают экономические, политические и стратегические интересы сторон.

Россия является признанной морской державой, традиционно играющей существенную роль в изучении и освоении пространств и ресурсов Мирового океана. Ее деятельность в этой области была и остается сферой сотрудничества и противоборства с другими государствами.

В последнее время проблема отстаивания российских интересов в Мировом океане, включая прибрежную зону, серьезно осложнилась. После образования на территории бывшего СССР ряда независимых государств часть морских границ России сохраняет статус, установленный в соответствии с ранее заключенными международными соглашениями. Вместе с тем с приобретением независимости Украиной, Грузией и прибалтийскими государствами возникли новые морские границы, которые пока не закреплены международными договорами с Россией и при этом обладают разной степенью защищенности и взрывоопасности. Не завершен процесс разграничения морских пространств с Норвегией, США и Японией. Особые проблемы возникают в отношениях с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном в связи с неурегулированностью правового статуса Каспийского моря, не являющегося в правовом отношении частью Мирового океана и не имеющего сегодня морских границ.

Изменение правового режима морских пространств у побережья России и использование их в новых условиях, динамика геополитических процессов требуют от России адекватного реагирования на сложившуюся ситуацию в отношении Мирового океана.

Приоритетными направлениями обеспечения международных интересов России в Мировом океане как в настоящее время, так и на длительную перспективу являются:
— поддержание мира и безопасности;
— защита суверенитета, прав и интересов России в соответствующих морских пространствах, включая их разграничение;
— защита и сохранение морской среды с учетом международных обязательств;
— развитие экономического, экологического, правового и научно-технического сотрудничества с другими странами и международными организациями по проблемам Мирового океана.

Первостепенное значение в становлении международного правового режима морских пространств имеет вступление в силу 16 ноября 1994 г. Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую Российская Федерация подписала, но еще не ратифицировала.

Конвенция закрепляет свободу судоходства в открытом море, право прохода через проливы, используемые для международного судоходства, свободу рыболовства в открытом море и специальные права прибрежных государств в области использования живых и неживых ресурсов моря, защиты и сохранения морской среды. В соответствии с Конвенцией за Россией закреплен участок морского дна в Тихом океане, содержащий запасы ряда стратегических металлов. Во исполнение положений Конвенции создан и начал работать международный орган по морскому дну.

Что касается тактики отстаивания российских интересов в Мировом океане, то с учетом переживаемых страной экономических трудностей наиболее важным является дальнейшее развитие налаженного в последние десятилетия достаточно тесного сотрудничества в рамках встреч шести ведущих морских держав (России, США, Японии, Германии, Франции, Великобритании). Хотя между Россией и этими государствами еще долго могут сохраняться разногласия по отдельным военно-политическим и экономическим аспектам использования Мирового океана, их объединяет стремление добиваться выполнения положений Конвенции теми развивающимися странами, которые не отказались от попыток неправомерного расширения своей юрисдикции в Мировом океане, включая экономические зоны и международные проливы.

Следует также продолжить налаженное региональное сотрудничество с прибрежными государствами в Балтийском и Баренцевом морях (включая совместное использование острова Шпицберген), в Беринговом и Японском морях, в районе Курильских островов, в Азовском и Черном морях (включая вопрос об обеспечении свободы прохода в черноморских проливах), а также в Арктике и Антарктике.При выработке нового правового статуса Каспия и решении проблем добычи и транспортировки нефтегазовых ресурсов интересы России могут быть обеспечены лишь при активном взаимодействии с другими заинтересованными государствами, и в первую очередь с Туркменистаном и Ираном.

Учитывая широту российских интересов в области использования Мирового океана, необходимо и далее принимать активное участие в обсуждении этих проблем в соответствующих международных организациях. При этом важно оказывать влияние на работу тех неправительственных организаций, в которых зачастую зондируется отношение государств к новым правовым, экономическим и научным концепциям изучения и использования океанов и морей.

Стратегическая линия России по защите государственных интересов в Мировом океане должна базироваться на законодательстве, обеспечивающем необходимую правовую основу для реализации прав и обязанностей Российской Федерации в своих внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в районах за пределами национальной юрисдикции с учетом международных обязательств.

ФЦП Мировой океан в международно-правовых вопросах, их политическом аспекте, тактике отстаивания интересов России должна предусматривать:
— подготовку рекомендаций по использованию морских пространств и ресурсов с учетом современных внутренних и международных экономических и политических условий, долгосрочных национальных и геополитических интересов России, а также по защите интересов России в Мировом океане за пределами ее национальной юрисдикции;
— оценку соответствия действующего в России морского законодательства международным правовым нормам и подготовку при необходимости дополнительных законопроектов в области мореплавания и использования морских ресурсов для создания целостной законодательной базы;
— обеспечение соблюдения установленного режима морской государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

2. Торговые отношения, обеспечение равных возможностей на мировом рынке товаров и технологий

Морские перевозки занимают центральное место в обеспечении экономических связей России с зарубежными странами и жизнедеятельности северных и дальневосточных регионов страны. Объем внешнеторговых перевозок российским морским флотом в 1995 году составил 81,6 млн. тонн, в том числе нефтеналивным - 26,2 млн. тонн. Каботажные перевозки морем в северные и восточные регионы России составили в 1995 году около 7 млн. тонн.

В то же время Россия не полностью использует возможности морского транспорта для расширения внешнеэкономических связей. Медленно развиваются новые прогрессивные формы торговли и сотрудничества. Недостаточно изучается и используется опыт других стран по созданию специальных и свободных экономических зон с учетом специфики прибрежных регионов страны.

К настоящему времени Россия потеряла лучшие по климатическим условиям и техническому оснащению морские порты на Черном и Балтийском морях, что резко увеличило зависимость внешнеэкономических связей страны от организации обслуживания российских судов портами, расположенными на территории государств - бывших республик СССР. В частности, в 1995 году на их долю пришлось 26,6 млн. тонн (около 33 процентов всего внешнего грузооборота). Прибалтийские государства и Украина, учитывая заинтересованность России в использовании их портов, пытаются оказывать на нее экономическое давление.

Ослабление экономических и политических позиций России повлекло за собой стремление ряда государств вытеснить ее с мировых рынков услуг и товаров высокой степени обработки, средств вооружения, другой наукоемкой продукции, осложнить работу и обслуживание российских судов на международных линиях и в портах. Ужесточились правила прохода судов, прежде всего нефтеналивных, через проливы, особенно черноморские.

Вместе с тем Россия обладает значительным потенциалом в области морского транспорта, что должно получить адекватное отражение в процессе проведения соответствующих двусторонних и многосторонних (в том числе в рамках Всемирной торговой организации) переговоров. При этом следует предпринимать меры по обеспечению равноправия в многосторонней торговой системе морского транспорта.

В связи с этим реализация ФЦП Мировой океан должна быть направлена на:
— формирование механизма по регулированию и стимулированию активного участия России и ее субъектов в международном разделении труда в Мировом океане;
— обеспечение устойчивого положения России на международных рынках морских перевозок, а также высокотехнологичных и наукоемких товаров, включая вооружение;
— создание специальных и свободных экономических зон с учетом российской специфики и международного опыта;
— максимальное использование возможностей международной торговли и иностранных инвестиций для повышения эффективности экономики прибрежных регионов;
— обеспечение эффективного использования международно-правовых механизмов для поддержания равноправного режима торговли;
— обеспечение государственных интересов России при организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности в прибрежных регионах;
— создание системы защиты производственного и потребительского рынков товаров и услуг, адекватной международным требованиям и государственным стандартам Российской Федерации;
— совершенствование правового регулирования российской внешнеэкономической деятельности в целях более полного учета национальных интересов;
— обеспечение беспрепятственного плавания российских судов в океане и их обслуживания в портах;
— поддержание технического состояния российского флота на уровне, соответствующем международным требованиям;
— урегулирование правовых, экономических и технических вопросов, связанных с использованием портов Прибалтийских государств и Украины; — развитие собственного портового хозяйства на Черном и Балтийском морях для уменьшения зависимости России от стран, к которым отошли ранее принадлежавшие СССР порты;
— создание портов в незамерзающих акваториях с учетом требований соответствующих конвенций.

1  2  3  4  5  6  7  8

Другие ФЦП

Программа "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах"

Госкоординатор
Министерство экономического развития Российской Федерации

Госзаказчики
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации
Федеральная служба по тарифам

Эффективное социально-экономическое развитие страны, государственное управление и регулирование связано с необходимостью своевременного получения и анализа полной, достоверной, научно обоснованной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в Российской Федерации.
Развитие государственной статистики должно быть направлено на достижение стратегических целей развития Российской Федерации, прежде всего, на создание условий для повышения эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и призвано способствовать информационно-статистическому обеспечению реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социально-экономической и демографической политики, а также выполнению международных информационных обязательств Российской Федерации в целях повышения открытости российской экономики, ее более полной интеграции в мировое сообщество в соответствии с международными стандартами.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее