Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Указ Президента РФ о ФЦП «Мировой океан»

1  2  3  4  5  6  7  8

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТ РФ
17 января 1997 г.
N 11
(РГ 97-18)

В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации при использовании, изучении и освоении ресурсов и потенциала Мирового океана постановляю:

1. Одобрить прилагаемую концепцию федеральной целевой программы "Мировой океан".

2. Правительству Российской Федерации:
— разработать и утвердить до 1 января 1998 г. федеральную целевую программу "Мировой океан", возложив функции государственного заказчика-координатора на Министерство экономики Российской Федерации;
— предусмотреть выделение необходимых средств на разработку федеральной целевой программы "Мировой океан" в 1997 году и обеспечить финансирование реализации ее первоочередных мероприятий в 1998 году;
— осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с разработкой федеральной целевой программы "Мировой океан".

Президент Российской Федерации
Б.Ельцин
17 января 1997 г.
N 11

ОДОБРЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 17 января 1997 г.
N 11

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Мировой океан"

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Необходимость изучения, освоения и рационального использования ресурсов и потенциала Мирового океана экономически оправдана. Мировой океан - это дополнительный источник минеральных, биологических и других ресурсов, требуемых для социально-экономического развития государств. Океан во многом определяет погоду и климат на планете. Морские коммуникационные и транспортные системы являются самыми мощными и разветвленными в мире.

Военно-стратегическое значение Мирового океана обусловлено:
— сосредоточением в его пространствах большей части стратегических ядерных сил морских держав. Современные военно-морские флоты, оснащенные авиацией и ракетными комплексами дальнего радиуса действия, способны осуществлять контроль ситуации в океане и существенно влиять на военно-политическую стабильность в мире;
— зависимостью мировой экономики от морских коммуникаций;
— сосредоточением в прибрежной полосе шириной около 500 километров более 75 процентов промышленного потенциала и населения Земли.

Мировой океан, с одной стороны, является перспективнейшей областью экономической деятельности, а с другой - важнейшим фактором геополитики, районом неизбежного соперничества и возможного раздела на сферы влияния.

Россия традиционно относится к числу ведущих морских держав, играющих активную роль в изучении, освоении и эксплуатации Мирового океана. Для экономической и социальной жизни России Мировой океан, и в первую очередь моря, омывающие побережье страны, играют первостепенную роль. Это объективно обусловлено протяженностью российской морской границы, которая составляет 38,8 тыс. километров (протяженность сухопутной границы составляет 14,5 тыс. километров), площадью шельфа 4,2 млн. кв. километров, из которых 3,9 млн. кв. километров перспективны на углеводородные ресурсы (более 80 процентов запасов нефти и газа России сосредоточено на шельфе ее северных морей) и зависимостью жизнедеятельности России, особенно ее прибрежных регионов, от бесперебойной работы морского транспорта, обеспечения грузо- и пассажироперевозок.

В настоящее время Россия оказалась в принципиально новом положении в части формирования основ морской политики, а также реализации и защиты своих интересов в Мировом океане. Кризис в экономике серьезно ослабил возможности по сохранению присутствия России в Мировом океане на прежнем уровне. Вынужденное свертывание работ в Мировом океане идет неорганизованно, что усиливает негативные последствия этого процесса и снижает эффективность использования выделяемых ресурсов. Восстановление позиций России в Мировом океане является сегодня одной из приоритетных общенациональных задач. Деятельность государственных, хозяйственных, научных и военных организаций по изучению, освоению и использованию Мирового океана должна осуществляться как часть единой государственной политики в области экономики, финансов, обороны, экологии, науки и техники, межгосударственных отношений и использования природных ресурсов.

Активность России в Мировом океане может существенно повлиять на ее конкурентоспособность в военной, финансовой, коммерческой, научной и социальной сферах, поскольку хозяйствование на ее территории в связи с географическим положением и объективными природно-климатическими характеристиками при прочих равных условиях требует больших удельных затрат и капиталовложений.

Для решения этих стратегических проблем необходима интеграция усилий различных российских ведомств, которую должна осуществить федеральная целевая программа Мировой океан (далее именуется - ФЦП Мировой океан), направленная на создание условий, обеспечивающих реализацию национальных и геополитических интересов России в Мировом океане.

II. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В Мировом океане концентрируются различные формы хозяйственной, научно-технической, гуманитарной, военной, политической активности государств, их союзов, международных организаций, транснациональных корпораций, пересекаются интересы субъектов морской деятельности и, как следствие, обостряются существующие между ними противоречия. Основными субъектами морской деятельности в России являются:
— морехозяйственный комплекс, включающий в себя промышленное рыболовство, торговое судоходство, добычу с морского дна полезных ископаемых и другие виды хозяйственного использования океана;
— научно-технический комплекс по исследованию океанов и морей, обладающий мощным научным потенциалом и высококвалифицированными кадрами;
— Военно-Морской Флот, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечивающие защиту национальных интересов в Мировом океане;
— население, проживающее на побережье арктических и тихоокеанских морей, включая коренные малочисленные народы, для которых прилегающие моря являются основным источником жизнеобеспечения.

Условиями успешного развития каждого вида морской деятельности, сохранения окружающей среды и биологического разнообразия являются объединение усилий отдельных граждан, общества и государства в этой сфере, а также создание механизма межотраслевой и межрегиональной координации при выполнении морских работ. В последние годы в условиях резкого изменения геополитической ситуации, возрастания внутриотраслевых и региональных диспропорций координация усилий субъектов морской деятельности Российской Федерации была нарушена.

Анализ структурных особенностей и масштабов естественных ресурсов Мирового океана, внутренних морей и приграничных (сопредельных) территорий позволяет сделать следующие выводы:
— произошло ухудшение в обеспечении экономики России природными ресурсами, некоторые виды полезных ископаемых стали дефицитными;
— возникла угроза утраты ведущего положения страны в изучении, освоении и рациональном использовании ресурсов Мирового океана, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
— использование традиционных и сравнительно новых источников природных ресурсов (минерально-сырьевых, энергетических и биологических) должно стать условием обеспечения устойчивого сбалансированного развития экономики России;
— конкуренция за право использования природных ресурсов, неравномерно распределенных в акватории и прибрежной зоне Мирового океана, приводит к возникновению различных форм межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных противоречий, способных трансформировать потенциальные вызовы в угрозы и конфликты, существенно влиять на состояние безопасности России. Некоторые уникальные месторождения располагаются вблизи морских границ Российской Федерации, естественные границы областей их локализации не совпадают с границами государств, а внутри нашей страны - с границами территорий субъектов Российской Федерации.

1  2  3  4  5  6  7  8

Другие ФЦП

Программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)"

Госзаказчики
Федеральная служба исполнения наказаний

Современная уголовно-исполнительная система представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих различные виды наказаний, и включает в себя 1060 учреждений, из них 844 исправительных учреждения, 7 тюрем, 209 следственных изоляторов. В настоящее время в указанных учреждениях содержатся более 812 тыс. человек.
Количество содержащихся в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (далее - подследственные), и осужденных к лишению свободы (далее - осужденные) в исправительных учреждениях не зависит от деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, а определяется главным образом уровнем преступности в стране и судебной практикой.
Осуществление политики гуманизации уголовного законодательства способствовало сокращению количества подследственных и осужденных. Только в течение 2002 года количество подследственных сократилось на 40 процентов. Вместе с тем наметившееся после принятия нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации снижение наполняемости следственных изоляторов ко второй половине 2005 года практически приостановилось в связи с ростом численности подследственных. В отдельных регионах наполняемость следственных изоляторов превышает установленный лимит наполнения, причем весьма значительно.
Целью Программы является приведение условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством Российской Федерации для перехода к международным стандартам содержания подследственных в следственных изоляторах.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее