Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Изучение и исследование Антарктики. Краткий отчет 2005

1  2

Основной целью подпрограммы является проведение научных исследований в Антарктике как главного элемента осуществления государственной политики в регионе, направленной на сохранение и закрепление позиций России в Антарктике, и обеспечение ее долгосрочных интересов дальнейшего присутствия и практической деятельности.

Подпрограмма решает следующие основные задачи:
- продолжение исследований прошлых, текущих и прогнозирование будущих изменений антарктической природной среды;
- разработка и совершенствование технологий, обеспечивающих практическую деятельность человека в Антарктике;
- развитие системы мониторинга состояния окружающей среды Антарктики;
- разработка и внедрение природоохранных мероприятий;
- модернизация сети российских антарктических станций.

В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено 65,2 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 48,2 млн. рублей, НИОКР – 17,0 млн. рублей.

Основные цели и задачи подпрограммы в 2005 году включали следующее:
- обеспечение российских интересов в Антарктике, включая геополитические;
- получение новых данных о состоянии природы Антарктики, определение прошлых, текущих и будущих изменений ее природной среды и оценку их влияния на глобальные изменения;
- обеспечение работ по комплексному мониторингу природной среды Антарктики;
- модернизацию и приборное переоснащение российских антарктических станций;
- оснащение станций технологическим природоохранных оборудованием в соответствии с требованиями Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;
- продолжение работ по строительству нового зимовочного комплекса на станции Прогресс.

Инвестиционные средства были использованы на реализацию практических мероприятий подпрограммы – продолжение строительства снежно-ледовой ВПП и зимовочного комплекса станции Прогресс и модернизацию инфраструктуры антарктических станций (приобретение транспортной техники, средств связи и навигации, дизельных электростанций, комплекта очистных сооружений, медицинского и противопожарного оборудования и средств наблюдений). Это позволило укрепить материально-техническую базу Российской антарктической экспедиции, продолжить выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. № 685 "О мерах по обеспечению интересов Российской Федерации и деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002-2005 годах.".

Расходование инвестиционных средств для обеспечения деятельности РАЭ осуществлялось на основе утвержденных Росгидрометом титульных списков на конкурсной основе через структуры Федерального казначейства Российской Федерации и в соответствии с выделенными целевыми ассигнованиями. Контроль за ходом использования указанных средств и итогов проведения конкурсов осуществлялся ежеквартально Росгидрометом в соответствии с требованиями Минэкономразвития России.

В процессе выполнения работ по подпрограмме в 2005 году осуществлялись следующие мероприятия по привлечению внебюджетных средств:
- продолжена работа по международному проекту воздушной сети на Земле Королевы Мод (проект DROMLAN). Вместе с Россией в работах по обеспечению воздушного моста Кейптаун-Новолазаревская участвуют операторы национальных антарктических программ разных стран. Действующее международное сотрудничество по проекту DROMLAN внесло существенный вклад в развитие транспортного парка аэродромных машин аэродрома Новолазаревской. В 2005 г. иностранными партнерами РАЭ передана автоматическая станция погоды, приобретенная Японией, стоимостью 50 000 евро;
- стоимость анализов антарктических ледяных кернов, которые выполняют российские исследователи в европейских лабораториях (Франция, Дания) в рамках международного сотрудничества, составила в 2005 году 40 200 долл. США;
- в рамках российско-норвежского научного проекта "Тектоническая и осадочная эволюция бассейнов морей Рисер-Ларсена и Космонавтов, Восточная окраина Антарктиды" от Национального нефтяного директората (Норвегия) ВНИИОкеангеология было получено 220 000 руб.

В 2005 году все запланированные НИОКР выполнены, полученные результаты соответствуют техническим заданиям. Проведены исследования Южной полярной области на основе анализа метеорологических, океанографических, гляциологических, геофизических, биологических и геологических данных, собранных в 49-й и 50-й РАЭ и предыдущих антарктических экспедициях; результатов математического моделирования и анализа спутниковой информации. К наиболее важным результатам выполнения проектов НИОКР можно отнести следующие:
- продолжены комплексные исследования уникального подледникового озера Восток, результаты которых рассматриваются научной общественностью как географическое открытие конца ХХ века. По данным радиолокационных и сейсмических исследований в районе подледникового озера Восток получены данные о рельефе коренного ложа, толщин ледяного покрова и водного слоя озера;
- гляциологическими методами изучены скорости аккумуляции и изотопный состав снега на поверхности ледника в районе ст. Восток, восстановлена первоначальная последовательность залегания ледяных слоев в глубоком ледяном керне, полученном на станции, что позволило получить характеристики изменения климата Земли за последние 430-390 тыс. лет. Анализ данных, относящихся к этой эпохе, показывает, что концентрация углекислого газа в атмосфере планеты в далеком прошлом не превышала известных значений в доиндустриальную эпоху;
- построена уточненная схема геологического строения района озера Восток по результатам анализа минеральных включений озерных осадков, обнаруженных в керне льда глубокой скважины. Высказана гипотеза о существование гидротермальных источников на дне озера и, следовательно, о его рифтогенном происхождении;
- получены оценки параметров пространственно-временной изменчивости термического режима атмосферы Антарктики в приземном слое, в толще тропосферы и в нижней стратосфере за период инструментальных наблюдений. Оценки линейных трендов среднегодовой температуры воздуха показали, что в среднем за период 1957-2005 гг. главной тенденцией в ее межгодовом ходе на большинстве станций Антарктиды является тенденция к потеплению;
- по данным измерений содержания озона и парниковых газов в толще атмосферы определены тенденции и механизмы изменений в Антарктике озона и малых газовых составляющих атмосферы, отмечена стабилизация содержания озона за последние годы;
- получены характеристики антарктического морского ледяного покрова, позволившие оценить гляциологические параметры: скорости течения и толщины льда ледникового щита Антарктиды;
- по данным ежегодных океанографических исследований западной части моря Содружества с борта НЭС "Академик Федоров" получена уникальная информация о структуре вод в области Антарктического склонового фронта, который играет важнейшую роль в климатообразующих процессах в океане;
- на основе созданной базы отечественных радиолокационных оценок количества айсбергов по маршруту следования экспедиционных судов за полувековой период, которая включает свыше 17 тыс. наблюдений, построена детализированная схема среднемноголетнего распределения айсбергов по численности и сплоченности в круговороте моря Уэдделла. Определены главные районы окончательного разрушения гигантских айсбергов -“долгожителей”, располагающиеся вблизи 50 град. ю.ш.;
- определена сравнительная оценка влияния космических лучей (солнечного и галактического происхождения) и параметров солнечного ветра на температурный режим и атмосферное давление в южной околополюсной области;
- оценено влияние вариаций гравитационного поля на ритмику протекания биохимических реакций в человеческом организме в экстремальных условиях Антарктики;
- сформирован обновленный комплект цифровых геолого-геофизических карт, в том числе карта аномального магнитного поля, карта глубины залегания поверхности кристаллического фундамента, тектоническая карта, схема перспектив нефтегазоносности осадочных бассейнов индоокеанской континентальной окраины Восточной Антарктиды;
- проведены исследования биопродукционных процессов в водах Южного океана, исследованы причины многолетних изменений границ распространения и колебаний численности криля в промысловых районах Атлантического сектора Антарктики;
- получены новые данные о видовом составе пресноводных и наземных экосистем Антарктики.

1  2

назад

Другие ФЦП

Программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"

Госкоординатор
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" направлена на решение проблемы конкурентоспособности гражданского сектора авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках гражданской авиационной техники. Ограниченность номенклатуры выпускаемой авиационной техники, а также ее экономические и технические параметры, надежность систем и агрегатов и качество послепродажного обслуживания не в полной мере отвечают платежеспособному спросу авиакомпаний. Использование различных инструментов государственной поддержки не привело к решающему увеличению продаж даже на внутреннем рынке. Напротив, ввоз российскими авиакомпаниями иностранной авиационной техники, включая аналоги выпускаемых российских воздушных судов, приобретает все более массовый характер.
Целью Программы является принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5 процентов мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки). При этом учитывается, что объем поставок российской авиационной промышленности в 2005 году составил менее 1 процента мирового рынка авиационной техники. Преодоление 5-процентного рубежа позволит в дальнейшем участвовать в конкурентной борьбе за расширение присутствия российской авиационной продукции на мировом рынке. Это потребует как создания новых конкурентоспособных образцов авиационной техники, так и проведения маркетинговой политики качественно нового уровня.
Цель Программы, ее содержание и ожидаемые результаты соответствуют направлениям и приоритетам промышленного развития, изложенным в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р. Реализация настоящей Программы станет существенным вкладом в модернизацию промышленности, развитие высокотехнологичных секторов экономики и активизацию инновационной деятельности, способные обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее