Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Изучение и исследование Антарктики. Краткий отчет 2004

Основной целью подпрограммы является реализация долгосрочных научных, экономических и других национальных интересов России в Антарктике.

В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено 59,587 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 44,0 млн. рублей, НИОКР – 15,587 млн. рублей.

Основные цели и задачи подпрограммы в 2004 году включали следующее:
- обеспечение российских интересов в Антарктике, включая геополитические;
- получение новых данных о состоянии природы Антарктики, определение прошлых, текущих и будущих изменений ее природной среды и оценку их влияния на глобальные изменения;
- обеспечение работ по комплексному мониторингу природной среды Антарктики;
- модернизацию и приборное переоснащение российских антарктических станций;
- оснащение станций технологическим природоохранных оборудованием в соответствии с требованиями Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;
- продолжение работ по строительству нового зимовочного комплекса на станции Прогресс.

Инвестиционные средства были выделены на реализацию практических мероприятий подпрограммы - строительство зимовочного комплекса станции Прогресс и модернизацию инфраструктуры антарктических станций (приобретение транспортной техники, средств связи и навигации, дизельных электростанций, комплекта очистных сооружений, медицинского и противопожарного оборудования и средств наблюдений). Это позволило укрепить материально-техническую базу Российской антарктической экспедиции, продолжить выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.97 № 1113 «О деятельности Российской антарктической экспедиции» и постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.01 № 685 «О мерах по обеспечению интересов Российской Федерации и деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002-2005 гг.».

В рамках выполнения проектов НИОКР проведены исследования южной полярной области на основе анализа метеорологических, океанографических, гляциологических, геофизических, биологических и геологических данных, полученных в ходе 48-й и 49-й РАЭ и предыдущих антарктических экспедиций; результатов математического моделирования и анализа спутниковой информации. К наиболее важным результатам можно отнести следующие:
- подготовлены План управления для района станции Новолазаревская для планирования и реализации безопасного природопользования с учетом природно-климатических и экологических условий в восточной части оазиса Ширмахера и проект Постановления Правительства «О перспективах деятельности Российской Федерации в структуре Договора об Антарктике в 2006 – 2010 гг.»;
- получены оценки параметров современного климата Антарктики, включая озоновый слой;
- получена оценка влияния процессов в ионосфере на процессы и явления в приземных слоях и верхней атмосфере южного полушария;
- собрана уникальная информация о формировании антарктических донных вод в районе моря Содружества. Получены параметры антарктического морского ледяного покрова и айсбергов в морях Восточной Антарктиды на основании данных судовых ледовых наблюдений;
- оценены гляциологические параметры: скорости течения и толщины льда ледникового щита Антарктиды и получены характеристики антарктического морского ледяного покрова;
- получены новые данные о газовом и изотопном составе кернов льда уникального подледникового озера Восток до глубины 3623 м и биологических включениях в ледяной керн;
- получены оценки палеоклиматических изменений на основе анализа донных осадков антарктических озер;
- создан комплекс математических моделей для описания эволюции природной среды Антарктики;
- подготовлена совокупность электронных баз данных по природной среде Антарктики;
- исследован видовой состав, таксономическая и трофическая структура морских, пресноводных и наземных экосистем Антарктики, оценены параметры биопродукционных процессов в водах Южного океана;
- создан комплект цифровых геолого-геофизических карт, дана оценка ресурсному потенциалу Антарктики, в том числе оценка перспектив нефтегазоносности континентальной окраины Антарктиды.

Ожидаемые результаты по проектам НИОКР, в основном, достигнуты и являются существенным шагом в изучении природной среды Антарктики. Большинство полученных результатов являются новыми, они являются вкладом России в различные международные программы и соответствуют международному уровню и являются вкладом России в различные международные программы и проекты, прежде всего CLIVAR и CliC. Исследования уникального подледного озера Восток находятся на переднем крае мировой науки, а проблема современных изменений климата вышла уже на глобальный политический уровень («Киотский протокол»), причем Антарктика наиболее чувствительна к потеплению климата. Геолого-геофизические исследования Антарктики необходимы для оценки объема потенциальных минеральных ресурсов Антарктики. Природно-ресурсное значение Антарктики и ее геополитическое положение являются главными факторами, которые определяют значимость и эффективность исследований России в этом регионе.

назад

Другие ФЦП

Программа "Русский язык" на 2006-2010 годы.

Госкоординатор
Министерство образования и науки Российской Федерации
Госзаказчики
Федеральное агентство по науке и инновациям
Федеральное агентство по образованию

В период существования Советского Союза на русском как основном государственном языке разговаривали 286 млн. человек. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн. человек и по численности почти равно населению Российской Федерации, однако русским языком владеет, по оценкам, представленным в докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации "Русский язык в мире", 100 млн. человек. Согласно экспертным оценкам, через 10 лет число лиц, владеющих русским языком в этих странах, уменьшится более чем в 2 раза. Например, в Литве русским языком владеют 80 процентов лиц старшего и среднего возраста и лишь 13 процентов лиц моложе 15 лет.
В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения.
Федеральная целевая программа "Русский язык (2006 - 2010 годы)" является организационной основой решения проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации. Президент Российской Федерации Путин В.В. придает особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств - участников СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство (поручение Президента Российской Федерации от 4 января 2005 г. № Пр-22).
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. поставлена задача формирования единого экономического, гуманитарного и правового пространства СНГ, поскольку Россия связана с бывшими республиками СССР, а ныне независимыми государствами, единством исторической судьбы, русским языком и великой культурой.
Цель Программы - создание условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения для укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, развития интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее