Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Освоение и использование Арктики. Краткий отчет 2006

Основная цель подпрограммы: совершенствование государственного управления, повышение надежности и эффективности инфраструктуры, обеспечение социальной и экологической стабильности в арктической зоне Российской Федерации.

Основные задачи подпрограммы: совершенствование механизма государственного управления; повышение энергонезависимости арктических регионов; повышение надежности и эффективности арктической транспортной системы; создание условий устойчивого развития арктических регионов; разработка концепции согласования оборонно-хозяйственной деятельности.

Объем финансирования в 2006 году из средств федерального бюджета составляет 6,40 млн. рублей по направлению НИОКР.

Основные итоги реализации подпрограммы за 2006 год.

1. "Разработка и экономическое обоснование первоочередных мероприятий Стратегической программы действий по устранению нарушений и угроз арктической окружающей среде на территории Российской Федерации, обеспечивающей выполнение международных обязательств и решение национальных и региональных экологических проблем".
В ходе выполнения работы проведен анализ уровня техногенного воздействия на природные территории (объекты) арктической зоны Российской Федерации и состояния их защищенности. Проведен анализ проблем управления охраной окружающей среды и природопользованием в регионах Российской Федерации, находящихся в арктической зоне.
Разработаны критерии ранжирования экологических проблем и выбор на их основе приоритетных направлений решения. Разработан перечень первоочередных мероприятий Стратегической программы действий по устранению нарушений и угроз арктической окружающей среде на территории Российской Федерации, обеспечивающей выполнение международных обязательств и решение национальных и региональных экологических проблем.

2. "Разработка мероприятий для включения в План действия по устойчивому развитию межправительственного Арктического совета с анализом пробелов в деятельности Совета и обоснованием приоритетов Российской Федерации по развитию международного сотрудничества в арктическом регионе".
Подготовлены обоснованные предложения по устранению выявленных пробелов в деятельности Арктического совета. Подготовлены предложения по корректировке приоритетов в деятельности Арктического совета в области экономического, социального и экологического развития Арктики.
Подготовлены предложения по приоритетным направлениям развития международного сотрудничества Российской Федерации в арктическом регионе. Разработаны экономически обоснованные мероприятия, отвечающие национальным интересам и приоритетам международного сотрудничества, для включения в план действий Арктического совета по устойчивому развитию (ПДУР) на 2007 год и последующий период.

3. "Разработка сценарных условий устойчивого развития северо-западной части арктической зоны Российской Федерации с учетом перспектив освоения природных ресурсов арктического шельфа и обоснованием возможностей по разработке морских месторождений углеводородного сырья в районе взаимных интересов России и Норвегии".
Проведены анализ перспектив и разработка сценарных условий устойчивого развития Северо-западного сектора арктической зоны Российской Федерации. Дана технико-экономическая оценка выгод и рисков освоения природных ресурсов арктического шельфа с учетом международных требований к уровню экологических издержек. Проведен анализ состояния международных отношений России и Норвегии в сфере освоения природных ресурсов Северо-западного сектора арктической зоны Российской Федерации.
Проведен анализ мультипликативного эффекта реализации сценарных условий освоения природных ресурсов Северо-западного сектора арктической зоны Российской Федерации и развития промышленности северо-запада России.
Рассмотрены сценарии освоения ресурсов углеводородов в районе пересечения интересов России и Норвегии. Разработаны предложения по формированию российской позиции на переговорах с Норвегией.

4. "Разработка прогнозного сценария и необходимых действий в области устойчивого развития с учетом вероятных изменений климата, эмиссии метана и оценка их влияния на экологическое равновесие".
Проведена оценка устойчивости природных экосистем арктической зоны Российской Федерации и состояния их потенциала ассимиляции антропогенных воздействий с учетом возможного влияния на экологическое равновесие и изменения климата. Проведена оценка потенциальных угроз и рисков возникновения негативных сценариев развития природно-антропогенных систем, характера и масштабов деструктурированных процессов, связанных с возможными изменениями климата и расконсервацией мерзлоты.
Проведена оценка запасов органических веществ в биомах арктической зоны Российской Федерации как основы для расчета возможной эмиссии метана и углекислого газа. Разработан прогнозный сценарий и необходимые действия в области устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации с учетом изменения климата и баланса (эмиссия + сток) углеродных потоков.

5. "Разработка мер по реализации российской части программы Арктического совета по снижению природного и антропогенного влияния на здоровье населения Арктики на основе биолого-ресурсного потенциала арктических регионов".
Проведена оценка биолого-ресурсного потенциала арктических регионов как источника биологически-активных и лекарственных веществ. Проведена оценка экономической эффективности восстановительного лечения и производства биологически активных сред и препаратов на базе местного сырья арктических регионов. Проведена оценка потребностей национального и мирового рынка в биологически активных веществах и средах.
Проведены прединвестиционные исследования условий создания пилотного центра по переработке биологически активного сырья в целях профилактики и лечения наиболее распространенных среди населения Арктики заболеваний. Подготовлены предложения для пилотного проекта развития биомедицинских технологий в арктических регионах на основе местного сырья.

Полученные результаты подпрограммы применяются как в текущей, так и в международной деятельности Министерства, в том числе в рамках межправительственного Арктического совета. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2003 г. № 1430-р председательские функции в Рабочей группе Арктического совета по устойчивому развитию в Арктике (РГУР) осуществляло Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Для выполнения головной функции Минэкономразвития России по координации деятельности РГУР разработаны и рассмотрены предложения по реализации российской части программы Арктического совета по снижению природного и антропогенного влияния на здоровье населения Арктики и по мероприятиям для включения в План действий по устойчивому развитию межправительственного Арктического совета.

Результаты использованы Минэкономразвития России для подготовки Стратегической программы действий по защите арктической окружающей среды. Эта работа является вкладом российской стороны в реализацию международного проекта ЮНЕП/ГЭФ "Российская Федерация – Поддержка Национального плана действий по защите арктической морской среды" и выполнения решений Управляющего комитета Проекта под председательством заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации и Исполнительного Директора ЮНЕП – заместителя Генерального Секретаря ООН.

Другие значимые результаты НИР, являющиеся вкладом Министерства в развитие международного сотрудничества в рамках деятельности Арктического совета: подготовлены рекомендации по обоснованию новых проектных предложений по международному сотрудничеству в области устойчивого развития и порядку их рассмотрения и принятия в Арктическом совете; разработан механизм реализации Плана действий Арктического совета по устойчивому развитию Арктики.

Прикладное значение имеют следующие результаты НИР: разработан перечень мероприятий участия Российской Федерации в реализации программы устойчивого развития Арктического совета и плана ее осуществления на 2007 – 2008 годы; проведена разработка и экономическое обоснование мероприятий, отвечающих национальным интересам и приоритетам международного сотрудничества, для включения в План действий Арктического совета по устойчивому развитию на 2007 год и последующий период; подготовлены предложения к позиции России на переговорах с Норвегией по определению границ морской экономической зоны в Баренцевом море на основе экономической оценки минерально-сырьевой базы континентального шельфа спорной акватории, вариантной проработки возможной разделительной линии морской границы и с учетом международной практики решения проблем и положений Конвенции ООН по морскому праву; дана количественная и картографическая оценка суммарных запасов углеводородного сырья Северо-западного сектора арктической зоны Российской Федерации, в том числе в зоне взаимных интересов России и Норвегии.

Реализация подпрограммы обеспечила существенное стимулирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на осуществление природоохранных мероприятий и обеспечение экологической безопасности, которые в целом составили порядка 330,0 млн. рублей.

назад

Другие ФЦП

Программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)"

Госкоординатор
Министерство транспорта Российской Федерации

Госзаказчики
Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта

Подпрограммы:
подпрограмма "Автомобильные дороги"
подпрограмма "Гражданская авиация"
подпрограмма "Морской транспорт"
подпрограмма "Внутренние водные пути"
подпрограмма "Железнодорожный транспорт"
подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг России"

Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации, намеченная в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие как одну из приоритетных задач государственной деятельности.
Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни.
В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно-экономических связей, а удешевление, ускорение и повышение качества пассажирского сообщения приводят к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни.
Таким образом, развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее