Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Освоение и использование Арктики. Краткий отчет 2006

Основная цель подпрограммы: совершенствование государственного управления, повышение надежности и эффективности инфраструктуры, обеспечение социальной и экологической стабильности в арктической зоне Российской Федерации.

Основные задачи подпрограммы: совершенствование механизма государственного управления; повышение энергонезависимости арктических регионов; повышение надежности и эффективности арктической транспортной системы; создание условий устойчивого развития арктических регионов; разработка концепции согласования оборонно-хозяйственной деятельности.

Объем финансирования в 2006 году из средств федерального бюджета составляет 6,40 млн. рублей по направлению НИОКР.

Основные итоги реализации подпрограммы за 2006 год.

1. "Разработка и экономическое обоснование первоочередных мероприятий Стратегической программы действий по устранению нарушений и угроз арктической окружающей среде на территории Российской Федерации, обеспечивающей выполнение международных обязательств и решение национальных и региональных экологических проблем".
В ходе выполнения работы проведен анализ уровня техногенного воздействия на природные территории (объекты) арктической зоны Российской Федерации и состояния их защищенности. Проведен анализ проблем управления охраной окружающей среды и природопользованием в регионах Российской Федерации, находящихся в арктической зоне.
Разработаны критерии ранжирования экологических проблем и выбор на их основе приоритетных направлений решения. Разработан перечень первоочередных мероприятий Стратегической программы действий по устранению нарушений и угроз арктической окружающей среде на территории Российской Федерации, обеспечивающей выполнение международных обязательств и решение национальных и региональных экологических проблем.

2. "Разработка мероприятий для включения в План действия по устойчивому развитию межправительственного Арктического совета с анализом пробелов в деятельности Совета и обоснованием приоритетов Российской Федерации по развитию международного сотрудничества в арктическом регионе".
Подготовлены обоснованные предложения по устранению выявленных пробелов в деятельности Арктического совета. Подготовлены предложения по корректировке приоритетов в деятельности Арктического совета в области экономического, социального и экологического развития Арктики.
Подготовлены предложения по приоритетным направлениям развития международного сотрудничества Российской Федерации в арктическом регионе. Разработаны экономически обоснованные мероприятия, отвечающие национальным интересам и приоритетам международного сотрудничества, для включения в план действий Арктического совета по устойчивому развитию (ПДУР) на 2007 год и последующий период.

3. "Разработка сценарных условий устойчивого развития северо-западной части арктической зоны Российской Федерации с учетом перспектив освоения природных ресурсов арктического шельфа и обоснованием возможностей по разработке морских месторождений углеводородного сырья в районе взаимных интересов России и Норвегии".
Проведены анализ перспектив и разработка сценарных условий устойчивого развития Северо-западного сектора арктической зоны Российской Федерации. Дана технико-экономическая оценка выгод и рисков освоения природных ресурсов арктического шельфа с учетом международных требований к уровню экологических издержек. Проведен анализ состояния международных отношений России и Норвегии в сфере освоения природных ресурсов Северо-западного сектора арктической зоны Российской Федерации.
Проведен анализ мультипликативного эффекта реализации сценарных условий освоения природных ресурсов Северо-западного сектора арктической зоны Российской Федерации и развития промышленности северо-запада России.
Рассмотрены сценарии освоения ресурсов углеводородов в районе пересечения интересов России и Норвегии. Разработаны предложения по формированию российской позиции на переговорах с Норвегией.

4. "Разработка прогнозного сценария и необходимых действий в области устойчивого развития с учетом вероятных изменений климата, эмиссии метана и оценка их влияния на экологическое равновесие".
Проведена оценка устойчивости природных экосистем арктической зоны Российской Федерации и состояния их потенциала ассимиляции антропогенных воздействий с учетом возможного влияния на экологическое равновесие и изменения климата. Проведена оценка потенциальных угроз и рисков возникновения негативных сценариев развития природно-антропогенных систем, характера и масштабов деструктурированных процессов, связанных с возможными изменениями климата и расконсервацией мерзлоты.
Проведена оценка запасов органических веществ в биомах арктической зоны Российской Федерации как основы для расчета возможной эмиссии метана и углекислого газа. Разработан прогнозный сценарий и необходимые действия в области устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации с учетом изменения климата и баланса (эмиссия + сток) углеродных потоков.

5. "Разработка мер по реализации российской части программы Арктического совета по снижению природного и антропогенного влияния на здоровье населения Арктики на основе биолого-ресурсного потенциала арктических регионов".
Проведена оценка биолого-ресурсного потенциала арктических регионов как источника биологически-активных и лекарственных веществ. Проведена оценка экономической эффективности восстановительного лечения и производства биологически активных сред и препаратов на базе местного сырья арктических регионов. Проведена оценка потребностей национального и мирового рынка в биологически активных веществах и средах.
Проведены прединвестиционные исследования условий создания пилотного центра по переработке биологически активного сырья в целях профилактики и лечения наиболее распространенных среди населения Арктики заболеваний. Подготовлены предложения для пилотного проекта развития биомедицинских технологий в арктических регионах на основе местного сырья.

Полученные результаты подпрограммы применяются как в текущей, так и в международной деятельности Министерства, в том числе в рамках межправительственного Арктического совета. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2003 г. № 1430-р председательские функции в Рабочей группе Арктического совета по устойчивому развитию в Арктике (РГУР) осуществляло Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Для выполнения головной функции Минэкономразвития России по координации деятельности РГУР разработаны и рассмотрены предложения по реализации российской части программы Арктического совета по снижению природного и антропогенного влияния на здоровье населения Арктики и по мероприятиям для включения в План действий по устойчивому развитию межправительственного Арктического совета.

Результаты использованы Минэкономразвития России для подготовки Стратегической программы действий по защите арктической окружающей среды. Эта работа является вкладом российской стороны в реализацию международного проекта ЮНЕП/ГЭФ "Российская Федерация – Поддержка Национального плана действий по защите арктической морской среды" и выполнения решений Управляющего комитета Проекта под председательством заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации и Исполнительного Директора ЮНЕП – заместителя Генерального Секретаря ООН.

Другие значимые результаты НИР, являющиеся вкладом Министерства в развитие международного сотрудничества в рамках деятельности Арктического совета: подготовлены рекомендации по обоснованию новых проектных предложений по международному сотрудничеству в области устойчивого развития и порядку их рассмотрения и принятия в Арктическом совете; разработан механизм реализации Плана действий Арктического совета по устойчивому развитию Арктики.

Прикладное значение имеют следующие результаты НИР: разработан перечень мероприятий участия Российской Федерации в реализации программы устойчивого развития Арктического совета и плана ее осуществления на 2007 – 2008 годы; проведена разработка и экономическое обоснование мероприятий, отвечающих национальным интересам и приоритетам международного сотрудничества, для включения в План действий Арктического совета по устойчивому развитию на 2007 год и последующий период; подготовлены предложения к позиции России на переговорах с Норвегией по определению границ морской экономической зоны в Баренцевом море на основе экономической оценки минерально-сырьевой базы континентального шельфа спорной акватории, вариантной проработки возможной разделительной линии морской границы и с учетом международной практики решения проблем и положений Конвенции ООН по морскому праву; дана количественная и картографическая оценка суммарных запасов углеводородного сырья Северо-западного сектора арктической зоны Российской Федерации, в том числе в зоне взаимных интересов России и Норвегии.

Реализация подпрограммы обеспечила существенное стимулирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на осуществление природоохранных мероприятий и обеспечение экологической безопасности, которые в целом составили порядка 330,0 млн. рублей.

назад

Другие ФЦП

Программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года"

Госкоординатор
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Госзаказчики
Российская академия сельскохозяйственных наук
Федеральное агентство водных ресурсов

Анализ современного состояния и возможных сценариев развития сельскохозяйственного производства подтверждает необходимость проведения комплекса мероприятий по стабилизации и восстановлению сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, а также улучшение общей экологической обстановки.
Сельскохозяйственные угодья, выбывшие из оборота за последние 15 лет, составили более 15 млн. гектаров, более 56 млн. гектаров пашни характеризуются низким содержанием гумуса. Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем по Российской Федерации составил 0,52 тонны на гектар. Вносимые дозы минеральных и органических удобрений не компенсируют потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв.
Дальнейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства.
Целями Программы являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Основной задачей Программы является систематическое воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, получение стабильных урожаев и улучшение баланса питательных веществ в почвах с учетом биоклиматического потенциала агроландшафтов.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее