Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Освоение и использование Арктики. Краткий отчет 2005

Целями подпрограммы являются: обеспечение морской деятельности России в Арктике и формирование условий для устойчивого социального и экономического развития прибрежных регионов; разработка комплексного плана действий по защите природной среды арктической зоны Российской Федерации; разработка Плана действий Арктического совета по устойчивому развитию Арктики; оценка экономической эффективности повышения роли возобновляемых источников энергии; разработка мероприятий по утилизации вооружений и военной техники, экологической реабилитации территорий и объектов переходящих в гражданское пользование; проведение прединвестиционных исследований для определения оптимального пакета инвестиционных проектов, направленных на устранение ущерба, угроз для окружающей среды и рисков хозяйственного освоения в Арктике.

В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено 6,4 млн. рублей на НИОКР.

Основными задачами подпрограммы в 2005 году являлись: разработка показателей, характеризующих эффективность мероприятий по обеспечению экологической безопасности и защиты территории Арктики от негативного техногенного воздействия; разработка Стратегической программы действий по устранению нарушений или угроз нарушений арктической окружающей среде от наземной деятельности в Российской Федерации; разработка критериев и показателей оценки проектов в области устойчивого развития циркумполярного региона; оценка воздействия экономического потенциала и накопленного ущерба на изменение структуры угроз и рисков экологической стабильности в Арктике; разработка российской части программы Арктического совета по снижению природного и антропогенного влияния на здоровье населения Арктики; разработка и обоснование основных элементов экологического режима и экономических механизмов, обеспечивающих снижение негативного воздействия на окружающую среду Арктики.

В 2005 году в рамках подпрограммы были выполнены следующие проекты:

1. "Разработка показателей, характеризующих эффективность мероприятий по обеспечению экологической безопасности и защиты территории Арктики от негативного техногенного воздействия, в том числе отходов производства и потребления". В результате выполнения проекта выполнена оценка состояния окружающей среды Арктики с учетом уровней техногенного воздействия, тенденций, угроз негативных изменений экологической ситуации. Проведен анализ значимых факторов и отбор наиболее репрезентативных показателей применимых в арктической зоне и прилегающих к ней территориях. Подготовлен научно-обоснованный прогноз (достигнутых и ожидаемых уровней) негативного изменения экологической ситуации в Арктике на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Разработана система эколого-экономических показателей качества окружающей среды Арктической зоны и прилегающих территорий.

Результаты выполненной работы рекомендуется использовать для оценки эффективности Стратегической программы действий по предотвращению и устранению угроз и последствий антропогенного воздействия на окружающую среду на международном, национальном и территориальном уровнях, а также в деятельности Минэкономразвития России, осуществляемой в рамках Рабочей группы по устойчивому развитию межправительственного Арктического совета.

2. "Разработка Стратегической программы действий по устранению нарушений или угроз нарушений арктической окружающей среде от наземной деятельности в Российской Федерации". В ходе работы разработана система мероприятий Стратегической программы действий (СПД) по устранению последствий и угроз загрязнения окружающей среды арктической зоны Российской Федерации от наземных видов деятельности и даны предложения по механизмам реализации СПД с учетом соблюдения и увязки национальных интересов и международных приоритетов в области защиты окружающей среды.

Разработанная система мероприятий СПД и предложения по механизмам ее реализации будут использованы Минэкономразвития России в целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации в рамках проекта ЮНЕП-ГЭФ по международной поддержке российского "НПД-Арктика", а также в международной и текущей деятельности Минэкономразвития России, направленной на выработку и проведение социально-экономической и экологической политики в Арктике, обеспечивающей устранение последствий и угроз загрязнения окружающей среды арктической зоны Российской Федерации от наземных видов деятельности.

3. "Разработка критериев и показателей оценки проектов в области устойчивого развития циркумполярного региона и процедуры их включения в план действий Арктического совета по устойчивому развитию (ПДУР)" В результате работы проведены: анализ выполненных и выполняемых мероприятий Плана действий по устойчивому развитию Арктического совета; анализ и оценка международного опыта разработки и применения индикаторов качества окружающей среды, а также анализ критериев и показателей устойчивого развития, применимых к деятельности Арктического совета. Разработаны критерии и показатели для оценки проектов в области устойчивого развития циркумполярного региона для утверждения Арктическим советом. Разработана процедура включения новых проектов в План действий по устойчивому развитию межправительственного Арктического совета.

Результаты проекта будут использованы в международной и текущей деятельности Минэкономразвития России, осуществляемой в рамках председательства в Рабочей группе по устойчивому развитию Арктического совета (2004-2006 годов).

4. "Разработка российской части программы Арктического совета по снижению природного и антропогенного влияния на здоровье населения Арктики". В результате выполнения проекта разработаны: текстовая часть проекта программы Арктического совета по снижению природного и антропогенного влияния на здоровье населения Арктики; таблица мероприятий, предусматривающая определение участников, сроков выполнения, объемов требуемых финансовых средств и источников финансирования; предложения по вопросам международного сотрудничества в области изучения природного и антропогенного влияния на здоровье населения Арктики.

Результаты работы будут использованы в международной деятельности Минэкономразвития России, осуществляемой в рамках Рабочей группы по устойчивому развитию межправительственного Арктического совета, а также при решении задач в области экономики охраны окружающей среды Арктики и снижения природного и антропогенного влияния на здоровье населения и при оценке влияния негативных экологических факторов, обусловленных антропогенной нагрузкой на здоровье населения регионов Российской Федерации, находящихся в арктической зоне.

5. "Оценка воздействия экономического потенциала и накопленного ущерба на изменение структуры угроз и рисков экологической стабильности в Арктике". В ходе исследования проведен анализ мирового опыта применения экосистемного подхода в интересах развития и природоохранного регулирования. Разработана методология проведения системной стратегической эколого-экономической оценки сценарных условий и результатов реализации крупных хозяйственных проектов в Арктике. Разработаны предложения по модернизации действующего природоохранного законодательства на базе экосистемного подхода к использованию ресурсов Арктики. Выполнена оценка результативности и эффективности предлагаемых решений. Разработаны предложения по анализу и оценке воздействия экономического потенциала и накопленного ущерба на изменение структуры угроз и рисков экологической стабильности в Арктике.

Результаты проекта будут использованы в международной деятельности Минэкономразвития России, осуществляемой в Рабочей группе по устойчивому развитию межправительственного Арктического совета, а также в текущей деятельности Минэкономразвития России при оценке эффективности инвестиционных природоохранных проектов, осуществляемых в арктической зоне в рамках реализации федеральных и ведомственных целевых программ.

6. "Разработка и обоснование основных элементов экологического режима и экономических механизмов, обеспечивающих снижение негативного воздействия на окружающую среду Арктики". В ходе работы разработаны предложения по неотложным мерам модернизации правового регулирования, включая предложения по повышению эффективности экономических санкций за невыполнение установленных требований. Выполнена оценка влияния предложенных механизмов на поведение экономических субъектов и повышение устойчивости арктических экосистем.

Результаты проекта будут использованы в текущей деятельности Минэкономразвития России при совершенствовании механизма государственного регулирования, в том числе ограничения хозяйственной деятельности по экологическим основаниям, в процессе разработки механизмов страхования ущерба и экологических рисков, а также при разработке и внедрении экономических стимулов и санкций, предупреждающих несоблюдение экологического режима.

Оценка итогов реализации программных мероприятий в 2005 году позволяет сделать вывод, что задачи отчетного года выполнены полностью. На последующих этапах реализации подпрограммы планируется разработка системы мероприятий Стратегической программы действий и предложений по механизмам ее реализации, а также меры по реализации российской части программы Арктического совета по снижению природного и антропогенного влияния на здоровье населения Арктики на основе биолого-ресурсного потенциала арктических регионов.

назад

Другие ФЦП

Программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"

Госкоординатор
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" направлена на решение проблемы конкурентоспособности гражданского сектора авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках гражданской авиационной техники. Ограниченность номенклатуры выпускаемой авиационной техники, а также ее экономические и технические параметры, надежность систем и агрегатов и качество послепродажного обслуживания не в полной мере отвечают платежеспособному спросу авиакомпаний. Использование различных инструментов государственной поддержки не привело к решающему увеличению продаж даже на внутреннем рынке. Напротив, ввоз российскими авиакомпаниями иностранной авиационной техники, включая аналоги выпускаемых российских воздушных судов, приобретает все более массовый характер.
Целью Программы является принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5 процентов мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки). При этом учитывается, что объем поставок российской авиационной промышленности в 2005 году составил менее 1 процента мирового рынка авиационной техники. Преодоление 5-процентного рубежа позволит в дальнейшем участвовать в конкурентной борьбе за расширение присутствия российской авиационной продукции на мировом рынке. Это потребует как создания новых конкурентоспособных образцов авиационной техники, так и проведения маркетинговой политики качественно нового уровня.
Цель Программы, ее содержание и ожидаемые результаты соответствуют направлениям и приоритетам промышленного развития, изложенным в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р. Реализация настоящей Программы станет существенным вкладом в модернизацию промышленности, развитие высокотехнологичных секторов экономики и активизацию инновационной деятельности, способные обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее