Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Освоение и использование Арктики. Краткий отчет 2004

Целями подпрограммы являются: обеспечение морской деятельности России в Арктике и формирование условий для устойчивого социального и экономического развития прибрежных регионов; разработка комплексного плана действий по защите природной среды арктической зоны Российской Федерации; разработка Плана действий Арктического совета по устойчивому развитию Арктики; оценка экономической эффективности повышения роли возобновляемых источников энергии; разработка мероприятий по утилизации вооружений и военной техники, экологической реабилитации территорий и объектов переходящих в гражданское пользование; проведение прединвестиционных исследований для определения оптимального пакета инвестиционных проектов, направленных на устранение ущерба, угроз для окружающей среды и рисков хозяйственного освоения в Арктике.

В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено на НИОКР –5,258 млн. рублей.

В 2004 году выполнено четыре НИОКР по следующим основным направлениям:

В ходе исследований «Разработка комплексного плана действий по защите природной среды арктической зоны Российской Федерации от антропогенного загрязнения морского, континентального и трансграничного происхождения»:
Определены источники и импактные районы загрязнения в районах арктической зоны Российской Федерации;
Проведен анализ антропогенного загрязнения морского, континентального и трансграничного происхождения;
Разработан макет системы мероприятий по защите природной среды континентальных районов арктической зоны Российской Федерации от антропогенного загрязнения;
Разработан проект системы мероприятий по защите природной среды континентальных районов арктической зоны Российской Федерации от антропогенного загрязнения.

Результат – разработан проект системы мероприятий по защите природной среды континентальных районов арктической зоны Российской Федерации от антропогенного загрязнения. Прикладная значимость: представленный проект системы мероприятий по защите природной среды континентальных районов арктической зоны Российской Федерации от антропогенного загрязнения использован в Концепции устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации, доработка которой осуществлена Минэкономразвития России в 2004 году (поручение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2004 г. № АЖ-П16-3873).

В ходе исследования «Разработка совместно с арктическими государствами проекта Плана действий Арктического совета по устойчивому развитию Арктики»:
Проведен анализ и сформирована система приоритетов Арктического совета в области устойчивого развития Арктики, включая текущие и перспективные приоритеты;
Подготовлен обзор деятельности в области устойчивого развития стран-участников, рабочих групп Арктического совета, постоянных участников и наблюдателей;
Разработан макет проекта Плана действий Арктического совета по устойчивому развитию (ПДУР);
Разработан проект Плана действий Арктического совета по устойчивому развитию.

Результат – подготовлен проект Плана действий арктических государств по экономическому, социальному, культурному и экологическому измерениям устойчивого развития с обоснованием приоритетов, сроков, требуемых средств и стран-участников для рассмотрения в 1V квартале 2004 г. на министерской сессии Арктического совета. 24 ноября 2004 г. в Исландии ПДУР утвержден Министрами арктических государств.

Полученные материалы использованы при подготовке документов для рассмотрения в рабочих органах Арктического совета в том числе при разработке системы мероприятий по новым для Арктического совета, и актуальным для России приоритетным направлениям, а также при подготовке предложений по повышению эффективности международного сотрудничества в области устойчивого развития, природопользования, мониторинга и охраны природной среды Арктики.

В ходе исследований «Оценка экономической эффективности повышения роли возобновляемых источников энергии в структуре производства и потребления энергии в удаленных районах Арктики»:
проведен анализ федеральных, региональных, корпоративных и иных программ, предусматривающих развитие и использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в удаленных районах Арктики;
определены наиболее перспективные инвестиционные проекты перевода энергопотребителей в удаленных районах Арктики на использование ВИЭ;
составлен перечень инвестиционных проектов перевода энергопотребителей в удаленных районах Арктики на использование перспективных ВИЭ;
проведена технико-экономическая оценка выбранных инвестиционных проектов, включающая показатели экономической и экологической эффективности, а также обоснование выбранного вида ВИЭ, технологии, стоимости, периода окупаемости и других технических и экономических показателей;
проведен анализ отечественного и зарубежного опыта разработки и внедрения механизмов экономического стимулирования использования ВИЭ и моделей эффективного производства и потребления энергоресурсов (в схожих природо-климатических условиях);
разработаны предложения по мерам экономического стимулирования использования ВИЭ в удаленных районах Арктики.

В ходе исследований «Разработка экономического обоснования и мероприятий по утилизации вооружений и военной техники, экологической реабилитации территорий и объектов, переходящих в гражданское пользование»:
Разработан проект плана мероприятий с экономическими обоснованиями по экологической реабилитации территорий военных баз и объектов Мурманской области, переходящих в гражданское пользование;
Разработан проект плана мероприятий с экономическими обоснованиями по экологической реабилитации базы снабжения ГСМ Мурманской области переходящей, в гражданское пользование;
Дана оценка экономической эффективности утилизации отходов материально-технического снабжения военных баз, объектов и баз снабжения ГСМ Мурманской области, переходящих в гражданское пользование;
Разработаны методические рекомендации по порядку передачи территорий военных баз и объектов в гражданское пользование которые будут использованы как основа для разработки экономических обоснований конкретных инвестиционных проектов, направленных на экологическую реабилитацию объектов и территорий, переходящих в гражданское пользование, позволят повысить инвестиционную привлекательность этих проектов и сформировать систему мер их государственной поддержки.

Результаты будут использованы в качестве вклада Российской Федерации при подготовке и реализации одного из демонстрационных проектов Глобального экологического фонда «Восстановление окружающей среды в районе двух выведенных из эксплуатации военных объектов».

При планировании НИОКР Подпрограммы в 2004 году основное внимание было уделено повышению прикладного значения результатов исследований.

В результате проведенных работ получена дополнительная информация и материалы, необходимые для создания условий устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации, повышения инвестиционной привлекательности экономики, формирования новых и развития существующих секторов рынка и, как следствие, повышения уровня социальной обеспеченности населения региона.

Особое место занимает разработка совместно с арктическими государствами проекта Плана действий Арктического совета по устойчивому развитию Арктики.

В ходе выполнения НИОКР были подготовлены материалы, использованные Департаментом имущественных и земельных отношений, экономики природопользования при подготовке документов для рассмотрения в рабочих органах Арктического совета, а также при подготовке предложений по повышению эффективности международного сотрудничества в области устойчивого развития, природопользования, мониторинга и охраны природной среды Арктики.

назад

Другие ФЦП

Программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Госкоординатор
Министерство регионального развития Российской Федерации

Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
Формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации конституциональных полномочий местного самоуправления.

ВКЛАД ПРОГРАММЫ В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
Совершенствование нормативно-правовой базы местного самоуправления; внедрение передовых методик и технологий по оптимизации местных бюджетов, территориальных основ муниципальных образований и структуры органов местного самоуправления, создание комплексной системы информационного обеспечения местного самоуправления. Улучшение информационной поддержки местного самоуправления, создание муниципальных информационных систем.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее