Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Освоение и использование Арктики

Цели и задачи программы

Главной целью подпрограммы является обеспечение морской деятельности России в Арктике и формирование условий для устойчивого социального и экономического развития прибрежных регионов.

Основные задачи программы:
— совершенствование механизма государственного управления в Арктике;
— повышение энергетической независимости арктических территорий;
— повышение эффективности и надежности арктической транспортной системы;
— обеспечение перехода к устойчивому социальному и экономическому развитию прибрежных регионов.

Перечень основных мероприятий подпрограммы

Совершенствование нормативно-правовой и информационной базы государственного управления в Арктике.
Повышение энергонезависимости арктических регионов.
Развитие арктической транспортной системы.
Создание условий для устойчивого развития Арктики.
Совершенствование механизма управления социальным развитием.
Международное сотрудничество в Арктике и деятельность российских организаций на Шпицбергене.

К программным мероприятиям данной подпрограммы, подлежащих реализации с первого этапа относятся:

1) “Совершенствование механизма реализации “Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике”

Предполагается разработать проект федерального закона “Об Арктике” и другие нормативно-правовые документы, закрепляющие принципиальные положения “Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике”, усовершенствовать правовую и информационную базу государственного регулирования различных видов деятельности в Арктике.
Мероприятия этого направления должны быть реализованы в период до 2002 года. Затраты на проведение работ составят 2900 тыс. руб., из них 2600 тыс. руб. на НИР и 300 тыс. руб. - капитальные вложения.

2) “Повышение энергонезависимости арктических регионов”

Планируется разработка рекомендаций по увеличению энергонезависимости арктических регионов за счет вовлечения в эксплуатацию местных и перспективных возобновляемых источников энергии, снижения затрат на энергию в сфере производства и жизнеобеспечения, использования нетрадиционных источников энергии. Реализация мероприятий данного направления рассчитана на весь период действия программы “Мировой океан” и потребует 99 млн. руб., в том числе 18 млн. руб. из средств федерального бюджета. Из них на научные разработки - 2 млн. рублей и капитальные вложения - 16 млн. руб.

3) “Повышение надежности и эффективности работы арктической транспортной системы”

Предполагается разработать мероприятия по совершенствованию регулирования работы транспорта, необходимые для защиты интересов отечественных потребителей транспортных услуг и стимулирования развития транспортной инфраструктуры, в первую очередь, по реконструкции и модернизации навигационно-гидрографического оборудования Севморпути.
Стоимость мероприятий 306 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 246 млн. рублей, из которых 241 млн. руб. составляют капитальные вложения и 4,8 млн. руб. - научные исследования.

4) “Совершенствование механизма управления социальным развитием”

Главная цель проекта - разработка предложений по реформированию системы государственной поддержки районов Арктики и приведение ее в соответствие с современным законодательством. Предусматривается обеспечение баланса полномочий и ответственности органов государственной власти федерального и регионального уровней в области социальной политики.
Общая стоимость мероприятий 70,6 млн. рублей, в том числе 18,3 млн. руб. из федерального бюджета. Основную долю федеральных затрат (12,5 млн. руб.) составляют прочие текущие расходы, необходимые для поддержки проводимых в регионах социальных программ.

5) “Доразведка и освоение нефтегазового месторождения “Бухта Петунья” на архипелаге Шпицберген”

Работа осуществляется Государственным трестом “Арктикуголь” на основании Договора 1920 года о Шпицбергене с учетом норвежского законодательства в части, не противоречащей этому Договору. Открытое трестом месторождение “Бухта Петунья” имеет геологические запасы газа 3-4 млрд. куб. м и нефти 20-25 млн. т. Дальнейшие работы намечены в три этапа: доразведка (2 года), разведка, обустройство и опытно-промышленная эксплуатация (3 года), бурение эксплуатационных скважин, обустройство промысла и ввод комплекса по переработке нефти мощностью 100 тыс. т в год.
Общая стоимость работ 180 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 20 млн. руб. (на первом этапе).

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Улучшение условий хозяйственной деятельности в прибрежных регионах, более эффективный механизм государственного управления в Арктике и стабилизация социальной обстановки, защита национальных интересов в Арктике.

Краткие отчеты: 2004, 2005, 2006

к списку подпрограмм

Другие ФЦП

Программа "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года"

Госзаказчики
Министерство обороны Российской Федерации

Система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Основным элементом системы военного образования в Российской Федерации являются военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.
Управление системой военного образования осуществляется органами управления военным образованием федеральных органов исполнительной власти.
Финансовое и материально-техническое обеспечение военно-учебных заведений и органов управления военным образованием федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, осуществляется в общей структуре расходов федерального бюджета по разделам "Национальная оборона", "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", "Промышленность, энергетика и строительство", "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Становление системы военного образования в Российской Федерации происходило в период стабильного финансового и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, что позволяло за счет расходов в области обороны и безопасности государства поддерживать необходимый научно-педагогический потенциал военно-учебных заведений, удовлетворять их потребности в новейших видах вооружений и военной техники, проводить систематическую модернизацию материально-технической базы и на этой основе обеспечивать подготовку офицеров в полном соответствии с предъявляемыми к ним государственными и (или) специальными требованиями федеральных органов исполнительной власти.
Целью реформирования существующей системы военного образования в Российской Федерации является приведение ее количественных и качественных параметров в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее