Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Военно-стратегические интересы России в Мировом океане

Цели и задачи программы

Основной целью подпрограммы является формирование единой скоординированной государственной политики по совершенствованию и развитию Военно-Морского Флота для обеспечения национальных интересов России в Мировом океане, военной безопасности страны и повышения ее международного авторитета.
Для России Военно-Морской Флот является объективной необходимостью, одним из важнейших инструментов обеспечения национальных интересов в Мировом океане, достижения государственных целей, поддержания военно-политической стабильности на морских и океанских пространствах, военной безопасности и международного авторитета страны.

Основные задачи программы:
— сформировать основополагающие принципы (положения) государственной политики по сохранению и развитию Военно-Морского Флота и его применения для защиты интересов России в Мировом океане, включая охрану российских морских границ;
— приостановить процесс ослабления военно-морского потенциала России и не допустить снижения технической и боевой готовности ВМФ ниже критического уровня;
— скоординировать деятельность по государственному регулированию проблем, связанных с перспективами строительства и применения ВМФ, обеспечением поступательного, сбалансированного развития его основных компонентов;
— разработать нормативно-правовую базу строительства, развития и применения ВМФ;
— сохранить научно-технический потенциал судостроения и смежных отраслей промышленности;
— обеспечить выполнение международных обязательств России по участию сил ВМФ в миротворческих операциях под эгидой ООН и других органов коллективной безопасности.

Перечень основных мероприятий подпрограммы

Формирование и реализация основных принципов государственной политики в области строительства, планирования развития и применения ВМФ.
Обеспечение взаимодействия ВМФ с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в решении проблем, касающихся безопасности деятельности России в Мировом океане.
Поддержание научно-производственной базы строительства и развития ВМФ.
Развитие морского картографического обеспечения.
Участие в развитии единой береговой инфраструктуры базирования судов и кораблей Российской Федерации.
Повышение экологической безопасности объектов ВМФ.
Восстановление мобилизационных возможностей морских отраслей.

К программным мероприятиям данной подпрограммы, подлежащих реализации с первого этапа относятся:

1) “Подготовка проекта Военно-морской стратегии Российской Федерации и ее утверждение в установленном порядке самостоятельным разделом в рамках военной доктрины”

В проекте Военно-морской стратегии России будут сформулированы основополагающие принципы и положения государственной политики в интересах сохранения и развития военно-морского потенциала государства, а также его применения для обеспечения обороноспособности страны. Данный документ должен стать нормативно-правовой базой строительства, развития и применения Военно-Морского Флота на ближайшую и дальнейшую перспективы, обеспечивающей укрепление позиций России и безопасность ее экономической деятельности на акваториях Мирового океана, сдерживание возможных угроз национальной безопасности страны, своевременную оборону и отражение агрессии с морских направлений.
Предполагаемая стоимость работ по подготовке проекта Военно-морской стратегии, как раздела Военной доктрины Российской Федерации, и определению основных приоритетов в области применения ВМФ, строительства, эксплуатации и ремонта военно-морской техники и вооружений составит 0,75 млн.руб.

2) “Разработка предложений по развитию и использованию технологий двойного назначения при создании военно-морской техники и вооружений”

Основной тенденцией в развитии вооружения и военной техники является отказ от разработок узкоспециализированных, дорогостоящих систем и переход к созданию унифицированных, многофункциональных систем на основе технологий двойного назначения.
Широкое использование таких технологий позволит обеспечить поддержание, стимулирование развития и наращивание промышленного потенциала государства как в военных, так и гражданских целях.
Предполагаемая стоимость работ составит 1,8 млн.руб. из федерального бюджета.

3) “Разработка основных направлений создания системы контроля за деятельностью различных морских объектов в исключительной экономической зоне и на подходах к морской государственной границе Российской Федерации”

Защита силовыми структурами суверенных прав государства, его экономической деятельности и судоходства в морских пространствах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, требует наличия отлаженной системы контроля за деятельностью различных морских объектов в этих районах, особенно в исключительной экономической зоне и на подходах к морской государственной границе Российской Федерации.
К числу мероприятий, способствующих обеспечению безопасности экономической деятельности в районах Мирового океана, находящихся под юрисдикцией России, относятся и разработка программ создания и оснащения важных морских и береговых объектов техническими средствами, позволяющими исключить вероятность проникновения на них подводных диверсантов и террористов, системами автоматической блокировки несанкционированного доступа к наиболее важным узлам и центрам этих объектов.
Предполагаемая стоимость работ составит 1,2 млн. руб. из федерального бюджета.

4) “Развитие общей системы инженерных структур в пунктах совместного базирования сил ВМФ и судов гражданского назначения, конверсия объектов береговой инфраструктуры бывших пунктов базирования кораблей ВМФ”

Создание единой системы базирования будет способствовать существенному повышению технической готовности и надежности средств флота, экономии значительных финансовых, материальных и трудовых ресурсов, повышению эффективности использования основных береговых сооружений, предотвращению утраты элементов инфраструктуры, обеспечению возможности мобилизационного развертывания сил ВМФ и сокращению средств, необходимых для содержания Военно-Морского Флота.
Предполагаемая стоимость работ составит 100,0 млн. руб. из федерального бюджета.

5) “Переоборудование и техническое оснащение существующих картографических предприятий”

В последние годы в связи с резким сокращением объемов финансирования всех видов гидрографических работ выявилась тенденция резкого отставания России от ведущих мировых держав в таких областях развития как развитие компьютерных технологий составления морских карт, внедрения электронных навигационных систем, использующих электронные навигационные карты, обеспечения отечественных мореплавателей оперативной навигационной и гидрометеорологической информацией.
Современные потребности военного, транспортного, промыслового и пассажирского флотов выдвигают на повестку дня вопрос о необходимости совершенствования системы навигационно-гидрографического обеспечения и перехода на цифровое картографирование, что позволит обеспечить сохранность существующей гидрографической информации и создать электронные банки национальной цифровой и описательной информации для нужд морских ведомств страны.
Предполагаемая стоимость работ составит 10,0 млн. руб. из федерального бюджета.

6) “Анализ состояния и разработка предложений по обеспечению экологической безопасности объектов ВМФ (кораблей, судов, пунктов базирования, береговых, затонувших объектов и т.д.)”

В рамках решения экологических проблем, связанных с использованием морских ресурсов и пространств предусматривается комплекс мероприятий по снижению опасности от функционирования различных морских и береговых объектов, в том числе принадлежащих ВМФ. В экологическом отношении в настоящее время наиболее остро стоит проблема утилизации и охраны снятых с эксплуатации кораблей, оснащенных ядерными энергетическими установками. На сегодняшний день у причалов скопилось около 150 отслуживших свой срок и снятых с эксплуатации по договорным соглашениям и техническому состоянию атомных подводных лодок, требующих утилизации и захоронения. Таким образом, на море сосредоточено больше ядерных установок, чем на суше. Остро стоит проблема захоронения отработанного ядерного топлива действующих атомных подводных лодок. Хранилища радиоактивных отходов ВМФ переполнены, нуждаются в обследовании и ремонте. Имеющиеся суда для транспортировки радиоактивных отходов физически и морально устарели, не отвечают международным стандартам безопасности, значительная их часть используется для хранения таких отходов из-за нехватки специализированных хранилищ. Проблема усугубляется еще и тем обстоятельством, что попытки выгрузки для последующей утилизации атомных реакторов с подводных лодок в силу критического технического состояния последних чреваты серьезными экологическими последствиями, вплоть до катастроф. В этой связи встает вопрос о необходимости разработки новых, безопасных технологий разделки атомных подводных лодок, в том числе "на плаву".
Загрязненность акваторий в районах базирования кораблей и судов ВМФ может быть существенно снижена за счет применения специальных судов для сбора и переработки корабельных отходов, которые в настоящее время фактически отсутствуют.
Предполагаемая стоимость работ составит 0,8 млн. руб. из федерального бюджета.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Формирование единой скоординированной государственной политики по совершенствованию и развитию Военно-Морского Флота для обеспечения национальных интересов России в Мировом океане, военной безопасности и повышения международного авторитета страны позволит России сохранить статус мировой державы, способной проводить самостоятельную независимую политику в Мировом океане.

Краткие отчеты: 2004, 2005, 2006

к списку подпрограмм

Другие ФЦП

Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"

Госкоординатор
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Госзаказчики
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", включающая подпрограмму "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы" (далее соответственно - Программа, подпрограмма), разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. № 1515-р в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.
Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов (1995 год - 6,3 млн. человек, 2004 год - 11,4 млн. человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые.
Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами.
Основную долю в общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы - 64 процента. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов.
Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Число последних возросло с 453,7 тыс. человек в 1995 году до 613 тыс. человек в 2004 году.
Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.
В связи с этим необходимо разработать систему мер, направленную на увеличение количества реабилитированных инвалидов, включая инвалидов боевых действий и военной травмы. В настоящее время лишь в 3 - 5 процентах случаев удается восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности у этой категории граждан. Только 15 процентов инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в профессиональную деятельность.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее