Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Военно-стратегические интересы России в Мировом океане

Цели и задачи программы

Основной целью подпрограммы является формирование единой скоординированной государственной политики по совершенствованию и развитию Военно-Морского Флота для обеспечения национальных интересов России в Мировом океане, военной безопасности страны и повышения ее международного авторитета.
Для России Военно-Морской Флот является объективной необходимостью, одним из важнейших инструментов обеспечения национальных интересов в Мировом океане, достижения государственных целей, поддержания военно-политической стабильности на морских и океанских пространствах, военной безопасности и международного авторитета страны.

Основные задачи программы:
— сформировать основополагающие принципы (положения) государственной политики по сохранению и развитию Военно-Морского Флота и его применения для защиты интересов России в Мировом океане, включая охрану российских морских границ;
— приостановить процесс ослабления военно-морского потенциала России и не допустить снижения технической и боевой готовности ВМФ ниже критического уровня;
— скоординировать деятельность по государственному регулированию проблем, связанных с перспективами строительства и применения ВМФ, обеспечением поступательного, сбалансированного развития его основных компонентов;
— разработать нормативно-правовую базу строительства, развития и применения ВМФ;
— сохранить научно-технический потенциал судостроения и смежных отраслей промышленности;
— обеспечить выполнение международных обязательств России по участию сил ВМФ в миротворческих операциях под эгидой ООН и других органов коллективной безопасности.

Перечень основных мероприятий подпрограммы

Формирование и реализация основных принципов государственной политики в области строительства, планирования развития и применения ВМФ.
Обеспечение взаимодействия ВМФ с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в решении проблем, касающихся безопасности деятельности России в Мировом океане.
Поддержание научно-производственной базы строительства и развития ВМФ.
Развитие морского картографического обеспечения.
Участие в развитии единой береговой инфраструктуры базирования судов и кораблей Российской Федерации.
Повышение экологической безопасности объектов ВМФ.
Восстановление мобилизационных возможностей морских отраслей.

К программным мероприятиям данной подпрограммы, подлежащих реализации с первого этапа относятся:

1) “Подготовка проекта Военно-морской стратегии Российской Федерации и ее утверждение в установленном порядке самостоятельным разделом в рамках военной доктрины”

В проекте Военно-морской стратегии России будут сформулированы основополагающие принципы и положения государственной политики в интересах сохранения и развития военно-морского потенциала государства, а также его применения для обеспечения обороноспособности страны. Данный документ должен стать нормативно-правовой базой строительства, развития и применения Военно-Морского Флота на ближайшую и дальнейшую перспективы, обеспечивающей укрепление позиций России и безопасность ее экономической деятельности на акваториях Мирового океана, сдерживание возможных угроз национальной безопасности страны, своевременную оборону и отражение агрессии с морских направлений.
Предполагаемая стоимость работ по подготовке проекта Военно-морской стратегии, как раздела Военной доктрины Российской Федерации, и определению основных приоритетов в области применения ВМФ, строительства, эксплуатации и ремонта военно-морской техники и вооружений составит 0,75 млн.руб.

2) “Разработка предложений по развитию и использованию технологий двойного назначения при создании военно-морской техники и вооружений”

Основной тенденцией в развитии вооружения и военной техники является отказ от разработок узкоспециализированных, дорогостоящих систем и переход к созданию унифицированных, многофункциональных систем на основе технологий двойного назначения.
Широкое использование таких технологий позволит обеспечить поддержание, стимулирование развития и наращивание промышленного потенциала государства как в военных, так и гражданских целях.
Предполагаемая стоимость работ составит 1,8 млн.руб. из федерального бюджета.

3) “Разработка основных направлений создания системы контроля за деятельностью различных морских объектов в исключительной экономической зоне и на подходах к морской государственной границе Российской Федерации”

Защита силовыми структурами суверенных прав государства, его экономической деятельности и судоходства в морских пространствах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, требует наличия отлаженной системы контроля за деятельностью различных морских объектов в этих районах, особенно в исключительной экономической зоне и на подходах к морской государственной границе Российской Федерации.
К числу мероприятий, способствующих обеспечению безопасности экономической деятельности в районах Мирового океана, находящихся под юрисдикцией России, относятся и разработка программ создания и оснащения важных морских и береговых объектов техническими средствами, позволяющими исключить вероятность проникновения на них подводных диверсантов и террористов, системами автоматической блокировки несанкционированного доступа к наиболее важным узлам и центрам этих объектов.
Предполагаемая стоимость работ составит 1,2 млн. руб. из федерального бюджета.

4) “Развитие общей системы инженерных структур в пунктах совместного базирования сил ВМФ и судов гражданского назначения, конверсия объектов береговой инфраструктуры бывших пунктов базирования кораблей ВМФ”

Создание единой системы базирования будет способствовать существенному повышению технической готовности и надежности средств флота, экономии значительных финансовых, материальных и трудовых ресурсов, повышению эффективности использования основных береговых сооружений, предотвращению утраты элементов инфраструктуры, обеспечению возможности мобилизационного развертывания сил ВМФ и сокращению средств, необходимых для содержания Военно-Морского Флота.
Предполагаемая стоимость работ составит 100,0 млн. руб. из федерального бюджета.

5) “Переоборудование и техническое оснащение существующих картографических предприятий”

В последние годы в связи с резким сокращением объемов финансирования всех видов гидрографических работ выявилась тенденция резкого отставания России от ведущих мировых держав в таких областях развития как развитие компьютерных технологий составления морских карт, внедрения электронных навигационных систем, использующих электронные навигационные карты, обеспечения отечественных мореплавателей оперативной навигационной и гидрометеорологической информацией.
Современные потребности военного, транспортного, промыслового и пассажирского флотов выдвигают на повестку дня вопрос о необходимости совершенствования системы навигационно-гидрографического обеспечения и перехода на цифровое картографирование, что позволит обеспечить сохранность существующей гидрографической информации и создать электронные банки национальной цифровой и описательной информации для нужд морских ведомств страны.
Предполагаемая стоимость работ составит 10,0 млн. руб. из федерального бюджета.

6) “Анализ состояния и разработка предложений по обеспечению экологической безопасности объектов ВМФ (кораблей, судов, пунктов базирования, береговых, затонувших объектов и т.д.)”

В рамках решения экологических проблем, связанных с использованием морских ресурсов и пространств предусматривается комплекс мероприятий по снижению опасности от функционирования различных морских и береговых объектов, в том числе принадлежащих ВМФ. В экологическом отношении в настоящее время наиболее остро стоит проблема утилизации и охраны снятых с эксплуатации кораблей, оснащенных ядерными энергетическими установками. На сегодняшний день у причалов скопилось около 150 отслуживших свой срок и снятых с эксплуатации по договорным соглашениям и техническому состоянию атомных подводных лодок, требующих утилизации и захоронения. Таким образом, на море сосредоточено больше ядерных установок, чем на суше. Остро стоит проблема захоронения отработанного ядерного топлива действующих атомных подводных лодок. Хранилища радиоактивных отходов ВМФ переполнены, нуждаются в обследовании и ремонте. Имеющиеся суда для транспортировки радиоактивных отходов физически и морально устарели, не отвечают международным стандартам безопасности, значительная их часть используется для хранения таких отходов из-за нехватки специализированных хранилищ. Проблема усугубляется еще и тем обстоятельством, что попытки выгрузки для последующей утилизации атомных реакторов с подводных лодок в силу критического технического состояния последних чреваты серьезными экологическими последствиями, вплоть до катастроф. В этой связи встает вопрос о необходимости разработки новых, безопасных технологий разделки атомных подводных лодок, в том числе "на плаву".
Загрязненность акваторий в районах базирования кораблей и судов ВМФ может быть существенно снижена за счет применения специальных судов для сбора и переработки корабельных отходов, которые в настоящее время фактически отсутствуют.
Предполагаемая стоимость работ составит 0,8 млн. руб. из федерального бюджета.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Формирование единой скоординированной государственной политики по совершенствованию и развитию Военно-Морского Флота для обеспечения национальных интересов России в Мировом океане, военной безопасности и повышения международного авторитета страны позволит России сохранить статус мировой державы, способной проводить самостоятельную независимую политику в Мировом океане.

Краткие отчеты: 2004, 2005, 2006

к списку подпрограмм

Другие ФЦП

Программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"

Госкоординатор
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" направлена на решение проблемы конкурентоспособности гражданского сектора авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках гражданской авиационной техники. Ограниченность номенклатуры выпускаемой авиационной техники, а также ее экономические и технические параметры, надежность систем и агрегатов и качество послепродажного обслуживания не в полной мере отвечают платежеспособному спросу авиакомпаний. Использование различных инструментов государственной поддержки не привело к решающему увеличению продаж даже на внутреннем рынке. Напротив, ввоз российскими авиакомпаниями иностранной авиационной техники, включая аналоги выпускаемых российских воздушных судов, приобретает все более массовый характер.
Целью Программы является принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5 процентов мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки). При этом учитывается, что объем поставок российской авиационной промышленности в 2005 году составил менее 1 процента мирового рынка авиационной техники. Преодоление 5-процентного рубежа позволит в дальнейшем участвовать в конкурентной борьбе за расширение присутствия российской авиационной продукции на мировом рынке. Это потребует как создания новых конкурентоспособных образцов авиационной техники, так и проведения маркетинговой политики качественно нового уровня.
Цель Программы, ее содержание и ожидаемые результаты соответствуют направлениям и приоритетам промышленного развития, изложенным в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р. Реализация настоящей Программы станет существенным вкладом в модернизацию промышленности, развитие высокотехнологичных секторов экономики и активизацию инновационной деятельности, способные обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее