Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Военно-стратегические интересы России в Мировом океане

Цели и задачи программы

Основной целью подпрограммы является формирование единой скоординированной государственной политики по совершенствованию и развитию Военно-Морского Флота для обеспечения национальных интересов России в Мировом океане, военной безопасности страны и повышения ее международного авторитета.
Для России Военно-Морской Флот является объективной необходимостью, одним из важнейших инструментов обеспечения национальных интересов в Мировом океане, достижения государственных целей, поддержания военно-политической стабильности на морских и океанских пространствах, военной безопасности и международного авторитета страны.

Основные задачи программы:
— сформировать основополагающие принципы (положения) государственной политики по сохранению и развитию Военно-Морского Флота и его применения для защиты интересов России в Мировом океане, включая охрану российских морских границ;
— приостановить процесс ослабления военно-морского потенциала России и не допустить снижения технической и боевой готовности ВМФ ниже критического уровня;
— скоординировать деятельность по государственному регулированию проблем, связанных с перспективами строительства и применения ВМФ, обеспечением поступательного, сбалансированного развития его основных компонентов;
— разработать нормативно-правовую базу строительства, развития и применения ВМФ;
— сохранить научно-технический потенциал судостроения и смежных отраслей промышленности;
— обеспечить выполнение международных обязательств России по участию сил ВМФ в миротворческих операциях под эгидой ООН и других органов коллективной безопасности.

Перечень основных мероприятий подпрограммы

Формирование и реализация основных принципов государственной политики в области строительства, планирования развития и применения ВМФ.
Обеспечение взаимодействия ВМФ с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в решении проблем, касающихся безопасности деятельности России в Мировом океане.
Поддержание научно-производственной базы строительства и развития ВМФ.
Развитие морского картографического обеспечения.
Участие в развитии единой береговой инфраструктуры базирования судов и кораблей Российской Федерации.
Повышение экологической безопасности объектов ВМФ.
Восстановление мобилизационных возможностей морских отраслей.

К программным мероприятиям данной подпрограммы, подлежащих реализации с первого этапа относятся:

1) “Подготовка проекта Военно-морской стратегии Российской Федерации и ее утверждение в установленном порядке самостоятельным разделом в рамках военной доктрины”

В проекте Военно-морской стратегии России будут сформулированы основополагающие принципы и положения государственной политики в интересах сохранения и развития военно-морского потенциала государства, а также его применения для обеспечения обороноспособности страны. Данный документ должен стать нормативно-правовой базой строительства, развития и применения Военно-Морского Флота на ближайшую и дальнейшую перспективы, обеспечивающей укрепление позиций России и безопасность ее экономической деятельности на акваториях Мирового океана, сдерживание возможных угроз национальной безопасности страны, своевременную оборону и отражение агрессии с морских направлений.
Предполагаемая стоимость работ по подготовке проекта Военно-морской стратегии, как раздела Военной доктрины Российской Федерации, и определению основных приоритетов в области применения ВМФ, строительства, эксплуатации и ремонта военно-морской техники и вооружений составит 0,75 млн.руб.

2) “Разработка предложений по развитию и использованию технологий двойного назначения при создании военно-морской техники и вооружений”

Основной тенденцией в развитии вооружения и военной техники является отказ от разработок узкоспециализированных, дорогостоящих систем и переход к созданию унифицированных, многофункциональных систем на основе технологий двойного назначения.
Широкое использование таких технологий позволит обеспечить поддержание, стимулирование развития и наращивание промышленного потенциала государства как в военных, так и гражданских целях.
Предполагаемая стоимость работ составит 1,8 млн.руб. из федерального бюджета.

3) “Разработка основных направлений создания системы контроля за деятельностью различных морских объектов в исключительной экономической зоне и на подходах к морской государственной границе Российской Федерации”

Защита силовыми структурами суверенных прав государства, его экономической деятельности и судоходства в морских пространствах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, требует наличия отлаженной системы контроля за деятельностью различных морских объектов в этих районах, особенно в исключительной экономической зоне и на подходах к морской государственной границе Российской Федерации.
К числу мероприятий, способствующих обеспечению безопасности экономической деятельности в районах Мирового океана, находящихся под юрисдикцией России, относятся и разработка программ создания и оснащения важных морских и береговых объектов техническими средствами, позволяющими исключить вероятность проникновения на них подводных диверсантов и террористов, системами автоматической блокировки несанкционированного доступа к наиболее важным узлам и центрам этих объектов.
Предполагаемая стоимость работ составит 1,2 млн. руб. из федерального бюджета.

4) “Развитие общей системы инженерных структур в пунктах совместного базирования сил ВМФ и судов гражданского назначения, конверсия объектов береговой инфраструктуры бывших пунктов базирования кораблей ВМФ”

Создание единой системы базирования будет способствовать существенному повышению технической готовности и надежности средств флота, экономии значительных финансовых, материальных и трудовых ресурсов, повышению эффективности использования основных береговых сооружений, предотвращению утраты элементов инфраструктуры, обеспечению возможности мобилизационного развертывания сил ВМФ и сокращению средств, необходимых для содержания Военно-Морского Флота.
Предполагаемая стоимость работ составит 100,0 млн. руб. из федерального бюджета.

5) “Переоборудование и техническое оснащение существующих картографических предприятий”

В последние годы в связи с резким сокращением объемов финансирования всех видов гидрографических работ выявилась тенденция резкого отставания России от ведущих мировых держав в таких областях развития как развитие компьютерных технологий составления морских карт, внедрения электронных навигационных систем, использующих электронные навигационные карты, обеспечения отечественных мореплавателей оперативной навигационной и гидрометеорологической информацией.
Современные потребности военного, транспортного, промыслового и пассажирского флотов выдвигают на повестку дня вопрос о необходимости совершенствования системы навигационно-гидрографического обеспечения и перехода на цифровое картографирование, что позволит обеспечить сохранность существующей гидрографической информации и создать электронные банки национальной цифровой и описательной информации для нужд морских ведомств страны.
Предполагаемая стоимость работ составит 10,0 млн. руб. из федерального бюджета.

6) “Анализ состояния и разработка предложений по обеспечению экологической безопасности объектов ВМФ (кораблей, судов, пунктов базирования, береговых, затонувших объектов и т.д.)”

В рамках решения экологических проблем, связанных с использованием морских ресурсов и пространств предусматривается комплекс мероприятий по снижению опасности от функционирования различных морских и береговых объектов, в том числе принадлежащих ВМФ. В экологическом отношении в настоящее время наиболее остро стоит проблема утилизации и охраны снятых с эксплуатации кораблей, оснащенных ядерными энергетическими установками. На сегодняшний день у причалов скопилось около 150 отслуживших свой срок и снятых с эксплуатации по договорным соглашениям и техническому состоянию атомных подводных лодок, требующих утилизации и захоронения. Таким образом, на море сосредоточено больше ядерных установок, чем на суше. Остро стоит проблема захоронения отработанного ядерного топлива действующих атомных подводных лодок. Хранилища радиоактивных отходов ВМФ переполнены, нуждаются в обследовании и ремонте. Имеющиеся суда для транспортировки радиоактивных отходов физически и морально устарели, не отвечают международным стандартам безопасности, значительная их часть используется для хранения таких отходов из-за нехватки специализированных хранилищ. Проблема усугубляется еще и тем обстоятельством, что попытки выгрузки для последующей утилизации атомных реакторов с подводных лодок в силу критического технического состояния последних чреваты серьезными экологическими последствиями, вплоть до катастроф. В этой связи встает вопрос о необходимости разработки новых, безопасных технологий разделки атомных подводных лодок, в том числе "на плаву".
Загрязненность акваторий в районах базирования кораблей и судов ВМФ может быть существенно снижена за счет применения специальных судов для сбора и переработки корабельных отходов, которые в настоящее время фактически отсутствуют.
Предполагаемая стоимость работ составит 0,8 млн. руб. из федерального бюджета.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Формирование единой скоординированной государственной политики по совершенствованию и развитию Военно-Морского Флота для обеспечения национальных интересов России в Мировом океане, военной безопасности и повышения международного авторитета страны позволит России сохранить статус мировой державы, способной проводить самостоятельную независимую политику в Мировом океане.

Краткие отчеты: 2004, 2005, 2006

к списку подпрограмм

Другие ФЦП

Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы"

Госкоординатор
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Госзаказчики
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Федеральная служба исполнения наказаний
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральное агентство по образованию
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное агентство геодезии и картографии
Федеральная таможенная служба
Федеральное космическое агентство
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. № 1650-р и в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.
Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства.
Целью Программы является сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации на 16 - 20 процентов по сравнению с 2004 годом.
Достижение указанной цели имеет стратегическое значение для решения актуальных задач обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, создания условий для успешной реализации социальной, экономической, оборонной, научно-технической политики Российской Федерации.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее