Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Исследование природы Мирового океана. Краткий отчет 2006

1  2  3  4

Получены количественные характеристики состава и структуры эпипелагического нектонного сообщества для западной части Берингова моря. В осенний период зарегистрировано наибольшее количество кеты и горбуши. За весь период учетов (с середины 1980-х годов) выявлено рекордное количество молоди горбуши. В таких ситуациях при хорошей организации промысла и отсутствии сильных штормов вылов горбуши может составить значительную величину – 100-120 тыс. тонн. Эта информация составляет основу обоснования общедопустимых уловов на 2007 год. В составе нектона Берингова моря обнаружено массовое проникновение в конце лета – начале осени в юго-западную часть моря южных субтропических рыб. Предполагается, что такая северная экспансия связана с положительными температурными аномалиями в поверхностных слоях моря и усилением водообмена моря с океаном.

Установлено, что в условиях общего незначительного усиления химического загрязнения морской среды Чукотского и особенно Берингова морей, а также при климатических вариациях морские экосистемы в данном регионе сохраняют динамическую стабильность по основным параметрам (биологическая продуктивность, видовое разнообразие, биогеохимические циклы веществ).

Разработаны рекомендации по рациональному использованию природных ресурсов и механизмов разрешения противостояния интересов различных природопользователей в прибрежной зоне юга Дальнего Востока, в частности, при выборе места размещения нефтеперегрузочного терминала нефтепроводной системы Сибирь – Дальний Восток.

В результате выполнения проекта "Комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов арктических морей России и Северного Ледовитого океана":
составлена карта транскоровых разломов Северного Ледовитого океана масштаба 1:5000000, разграничивающая динамически различные в геологическом развитии блоки;
составлена карта перспектив нефтегазоносности шельфа моря Лаптевых масштаба 1:2500000;
составлена карта мощности осадочного чехла центральной части Арктического бассейна. Выполнен анализ гидрохимических характеристик и седиментологической обстановки вод реки Лены.

Сформулированы закономерности изменчивости биотических и абиотических компонентов экосистемы льда и подледного слоя, криосферы, береговой черты, речного стока и баланса седиментов в Чукотском море.

Получены оценки критических показателей загрязненности вод устьевых областей рек Российской Арктики. Определены региональные критерии оценки изменчивости их гидролого-экологического состояния.

Разработаны рекомендации по улучшению здоровья населения в районах устьевых областей рек Российской Арктики и прилегающих к ним прибрежных зон морей.

Выполнен анализ особенностей распределения радионуклидов в донных осадках заливов в местах дампинга отходов (вблизи и на удалении от захороненных объектов). Изучены коррозионные процессы в районе затопленных объектов в системе объект – морская среда по данным рентгено-флуоресцентного анализа донных проб.

Получены послойные и интегральные значения физико-механических характеристик льда консолидированной части торосов различных генетических типов. Разработан алгоритм расчета характеристик макродеформаций ледяного покрова по микроволновым данным.

Разработаны обобщенные предложения по совершенствованию Правил РС к МТП в замерзающих акваториях. Оценены соотношения экономических и экологических рисков при проведении мероприятий по борьбе с ледовыми образованиями с использованием взрывных технологий.

Выполнено исследование ледяных образований и интенсивности процессов их взаимодействия с дном и берегами в морях Западного сектора Российской Арктики.

Составлена характеристика состояния природной среды арктических морей, выполнен анализ устойчивости морских экосистем, подготовлен прогноз возможных эффектов антропогенных процессов воздействия на природную среду Арктики.

Получены оценки бюджетов биогенных элементов в эстуариях, заливах и эстуарных зонах Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Выполнена оценка естественной изменчивости неорганического фосфора, кремния и неорганического углерода в водах Баренцева и Карского морей.

Выполнен расчет временной динамики выноса биогенных элементов реками Обь, Печора и Мезень на основании результатов экспедиций 2000-2006 годов.

Проведены расчеты потоков органического углерода в Восточно-Сибирском море. Выполнен анализ особенностей цикла углерода и построение его биогеохимической модели в Восточно-Сибирском море.

В результате выполнения проекта "Комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов российских морей Североевропейского бассейна" выполнена оценка динамики популяций трески и мойвы как наиболее массовых промысловых видов, а также гренландского тюленя как репрезентативного вида для оценки устойчивости экосистем на высших уровнях. Приемлемый уровень промысловой нагрузки для мойвы и трески оценивается в 10-15 %, что может быть рекомендовано в качестве суммарных квот нагрузок на морские экосистемы.

По результатам исследований минерально-ресурсного потенциала морей составлены и разработаны: схематическая карта размещения экзогенных полезных ископаемых на акватории Североевропейского бассейна; схема районирования акватории Североевропейского бассейна по перспективности обнаружения месторождений экзогенных полезных ископаемых; схемы нефтегазогеологического районирования западно-арктических морей Североевропейского бассейна.

Получены новые данные о перспективах нефтегазоносности Баренцевоморской нефтегазоносной провинции, подготовлен проект лицензирования площадей и освоения месторождений нефти и газа на акваториях Баренцева и Печорского морей.

Проведен анализ состояния водной среды Белого моря, уровень загрязнения вод и экосистемные параметры в последние годы остаются стабильными. Исключение составляет Двинский залив, где качество воды продолжает ухудшаться. По результатам модельного анализа выявлены закономерности формирования экстремальных уровней Белого моря и получены количественные оценки опасных нагонов при типовых синоптических ситуациях.

Для Балтийского моря получены оценки современных уровней загрязнения и процессов эвтрофикации. Исследовано геоэкологическое состояние восточной части Финского залива и Калининградского взморья. Проведен анализ многолетних данных по загрязнению нефтяными углеводородами (НУ) донных отложений Невской губы и восточной части Финского залива за период 2000 – 2005 годов. По статистическим характеристикам распределения НУ в донных отложениях проведена классификация степени их накопления.

По результатам исследований в 2006 году и предыдущих исследований 2003-2005 годов построены карты распределения содержания Cu, Cd, Pb, Cr, Ba и Hg в верхнем слое (0-5 см) донных осадков на 32 станциях мониторинга в Гданьском бассейне. Установлено значительное превышение фонового содержания мышьяка в Куршском заливе и в устьевых участках рек. В прибрежных водах крупных портов выявлены зоны загрязнения тяжелыми металлами.

Результаты модельных расчетов подтвердили вывод, сделанный ранее на основе анализа данных многолетних наблюдений, о фильтрующей роли восточной части Финского залива. Снижение нагрузки по азоту наряду с сокращением выноса соединений азота в западную часть залива, обусловило усиление процесса азотфиксации, что свидетельствует о возможной интенсификации развития сине-зеленых потенциально токсичных водорослей в глубоководной части российского сектора залива.

Проведен мониторинг состояния природной среды в районе захоронения химических вооружений на полигоне Борнхольм. Обнаружено практически площадное распространение мышьяка, концентрации которого достигают 70 ppm, что, скорее всего, говорит о начале этапа значительного разложения химбоеприпасов.

Впервые выполнен комплексный анализ ресурсного потенциала Балтийского моря, в ходе которого уточнены и дополнены карты донных железомарганцевых конкреций в Финском заливе, даны сравнительные оценки запасов других видов донных ископаемых, выявлены зоны конфликта интересов пользователей, разработаны рекомендации по берегозащите и оптимальному использованию ресурсов прибрежья.

В ходе реализации проекта "Комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов Черного и Азовского морей" получены следующие результаты:

Создана и в установленном порядке зарегистрирована база данных "Токсичные вещества и физико-химические характеристики трансграничного источника загрязнения морей России (морской аэрозоль, поверхностный микрослой, подповерхностная вода)" (регистрационное свидетельство Государственного регистра баз данных № 10232), включающая данные по загрязнению подповерхностной воды, поверхностного микрослоя и морского аэрозоля. Выполнены модельные расчеты переноса загрязнений от выбранных источников.

1  2  3  4

назад

Другие ФЦП

Программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)"

Госкоординатор
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Госзаказчики
Федеральная служба охраны Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное агентство по информационным технологиям
Министерство экономического развития Российской Федерации

По мере развития и проникновения информационных и коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества предоставляемых услуг населению. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.
Основными целями Программы являются:
повышение качества и эффективности государственного управления на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий;
расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав, в том числе к сведениям о деятельности органов государственной власти, обеспечение непосредственного участия институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
обеспечение защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления, прав граждан на защиту персональных данных и реализацию их законных интересов при информационном взаимодействии с органами государственной власти;
устранение дублирования сбора данных органами государственной власти, снижение издержек для населения и организаций, связанных с их предоставлением;
повышение оперативности предоставления государственных услуг, требующих межведомственного взаимодействия, снижение числа обращений граждан и организаций в органы государственной власти и сокращение времени вынужденного ожидания, внедрение единых стандартов обслуживания населения, создание условий для предоставления государственных услуг на принципе "одного окна";
совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, повышение уровня подотчетности органов государственной власти гражданам;
придание официального статуса электронным формам взаимодействия, обеспечение подлинности и достоверности информации в процессах электронного взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и организациями путем использования электронной цифровой подписи;
повышение эффективности управления внедрением информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;
повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования информационных и коммуникационных технологий.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее