Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Исследование природы Мирового океана. Краткий отчет 2004

Основной целью подпрограммы является комплексное решение проблемы изучения Мирового океана в интересах экономического развития и безопасности страны.
В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено на НИОКР – 85,129 млн. рублей.

По итогам выполнения проектов подпрограммы можно выделить следующие результаты, имеющие наибольшее прикладное значение:
а) Новые данные по рыбопромысловому статусу планктонных и нектонных сообществ Охотского моря показали, что биомасса нектона в этом главном рыбопромысловом бассейне России в 2004 году увеличилась на 1,3-1,5 млн. т. и, что особенно важно в прикладном отношении, за счет главных промысловых объектов – минтая и сельди. Эти данные позволили обосновать дополнительные квоты вылова в общем допустимом улове (ОДУ) на 2005 год.
б) Детальный анализ цист динофлагеллят морей России, включая 15 новых видов, показал, что цисты видов, доминирующих в поверхностных осадках Берингова моря и некоторых других акваторий, напр., залива Авачинский (Камчатка), содержат нейропаралитический яд. Это свидетельствует о том, что случаи токсических «красных приливов», сопровождающихся отравлениями людей и гибелью морских млекопитающих и птиц, могут наблюдаться на значительно большей акватории, чем это было установлено ранее.
в) Составлена схема распространения железомарганцевых конкреций (ЖМК) на шельфе Арктических морей России. Как природное сырье эти образования могут быть использованы на металлургических предприятиях в качестве добавки при выплавке высокосортной стали и чугуна без селективного извлечения металлов.
г) Созданные цифровые модели земной коры в районе шельфа Баренцева моря и хребта Ломоносова доказывают континентальную природу плато Ермак и обосновывают положение границы «континент-океан» в рассматриваемом районе. Эти данные будут включены в пакет материалов по обоснованию границ Российской Федерации в Северном Ледовитом океане, представляемый в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.
д) Опубликован (в бумажной и электронной версиях) «Климатический атлас арктических морей, 2004. Часть 1. База данных по Баренцеву, Карскому, Лаптевых и Белому морям», содержащий не имеющую аналогов по составу и объему комплексную океанологическую базу данных (метеорология, гидрология, гидрохимия, планктон, бентос, ихтиофауна, морские птицы и млекопитающие). База является свободно расширяемой, в нее могут включаться без изменения и доработки технологических элементов как новые виды наблюдений, так и новые типы данных.
е) Предложен перечень показателей степени загрязненности водной среды для устьевых областей Российской Арктики на основе собранных и систематизированных данных об источниках воздействия на природную среду в районах Обско-Тазовской, Ленской, Енисейской и Колымской устьевых областей.

При разработке и утверждении подпрограммы в 1998 г. планировалось, что на 1 рубль средств федерального бюджета будет привлекаться 0,26 рублей из внебюджетных источников. Для II этапа ее реализации госзаказчик подпрограммы предусматривал, что на 1 рубль средств федерального бюджета будет привлечено 0,43 рубля из внебюджетных источников. Фактически же по итогам 2004 года данный показатель составил 1,08 рубля, то есть практически удвоился.

В то же время со всей определенностью стоит сказать, что современное состояние российских морских научных исследований не отвечает высоким требованиям, поставленным Морской доктриной Российской Федерации, нуждается в существенном повышении уровня государственной поддержки, в первую очередь, в организации регулярных комплексных экспедиционных исследований, проведении масштабных дистанционных наблюдений, достижении современного уровня технического и информационного обеспечения исследований. Подчеркнем, что изучение природы Мирового океана во всех ведущих морских странах выполняется, главным образом, за счет средств государства.

Необходимо предусмотреть увеличение финансирования, в первую очередь, на полномасштабное выполнение экспедиционной составляющей запланированных исследований, а также на разработку и обеспечение морских исследований новым поколением технических средств и методов измерения, сбора и обработки информации. Приоритет здесь должен отдаваться всему диапазону автоматических, дистанционных методов исследований и наблюдений, развитию научно-исследовательского флота (модернизация судового научного оборудования, плановое обновление состава судов по мере отработки ресурса и вывода из строя).

назад

Другие ФЦП

Программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года"

Госкоординатор
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Госзаказчики
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Федеральное агентство лесного хозяйства
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Российская академия медицинских наук
Федеральное медико-биологическое агентство

Радиационные аварии на производственном объединении "Маяк", испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне и авария на Чернобыльской АЭС обусловили целый комплекс проблем, требующих решения на федеральном уровне.
Последствия радиационных аварий и испытаний ядерного оружия явились одним из факторов, обусловивших негативные тенденции в изменении медико-демографической ситуации в Челябинской, Свердловской, Курганской, Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, Алтайском крае и Республике Алтай.
До 2001 года задачи преодоления последствий указанных радиационных аварий и испытаний ядерного оружия решались в рамках четырех федеральных целевых программ, срок действия которых продлен Правительством Российской Федерации на 2001 год.
В соответствии с федеральными программами реализован комплекс мер, направленных на радиационную, медицинскую, социальную и психологическую защиту граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и реабилитацию радиоактивно загрязненных территорий. Вместе с тем анализ итогов выполнения программ показывает, что проблема преодоления последствий радиационных аварий и катастроф носит долговременный характер и требует продолжения осуществления защитных и реабилитационных мероприятий.
В этих целях разработана федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года".
Целью Программы является завершение в основном к 2011 году мероприятий, связанных с обеспечением социально-экономической реабилитации территорий и радиационной защиты граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварий на производственном объединении "Маяк", Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным (без ограничений по радиационному фактору) условиям проживания населения и хозяйственной деятельности, снижение риска радиоактивного загрязнения объектов природной среды от потенциально опасных источников на производственном объединении "Маяк".
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее