Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Механизм реализации

Механизм реализации Программы построен с учетом складывающейся экономической ситуации в стране, поэтому на начальном этапе финансирование работ по Программе из средств федерального бюджета будет ограниченным. Вместе с тем реализация основ новой политики России в Мировом океане потребует мобилизации значительных финансовых ресурсов.

Принимая во внимание крайнюю ограниченность бюджетных средств, на первом этапе Программы они будут выделяться преимущественно на конкурсной и возвратной основе по наиболее приоритетным направлениям, которые определяются государственными заказчиками подпрограмм с учетом рекомендаций научно-координационного совета и с проведением (при необходимости) вневедомственной экспертизы.

Мероприятия по приоритетным направлениям Программы включают ряд высокоэффективных и прибыльных инвестиционных проектов, реализация которых предусматривает использование значительной доли собственных средств частных инвесторов, быстрый возврат заемных средств и внесение определенного вклада в формирование внебюджетного источника финансирования Программы, который предназначен для эффективного использования поступающих финансовых средств с целью активизации инвестиционной деятельности.

Государственная финансовая поддержка указанных инвестиционных проектов будет осуществляться в следующих формах:
— долевое финансирование (при участии государства) инвестиционных проектов на конкурсной и возвратной основе, привлечение на этой основе ресурсов частных иностранных и российских финансово-кредитных институтов;
— конкурсное размещение государственных заказов на продукцию и услуги, предоставляемые в рамках Программы.

Реализация высокодоходных первоочередных инвестиционных проектов позволит существенно повысить инвестиционно-финансовый потенциал Программы за счет увеличения собственных средств организаций, их капитализации.

Активизация потоков инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности проектов в области морской деятельности могут быть достигнуты и с помощью других (косвенных) форм государственной поддержки, в рамках существующей нормативно-законодательной базы:
— налоговый кредит;
— выпуск целевого облигационного займа;
— использование в качестве залога закрепленных в федеральной собственности пакетов акций реконструируемых предприятий;
— использование механизмов концессии (передача объекта госсобственности, не подлежащего приватизации или продаже, в пользование инвесторам для модернизации или освоения, при этом вкладываемые ими средства возвращаются в процессе эксплуатации с прибылью);
— использование механизмов лизинга;
— дальнейшее акционирование и приватизация реконструируемых предприятий.

На предприятиях - участниках Программы предполагается осуществить реформу в целях содействия их реструктуризации, улучшения управления, стимулирования их деятельности по повышению эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Основные направления и содержание реформирования предприятий будут следующие:
— разработка мер по стимулированию предприятий, выполняющих требование по реформированию, включая преимущества при распределении государственных инвестиций, возможность реструктуризации долгов бюджету и внебюджетным фондам;
— обеспечение условий для рыночной оценки активов реформируемых предприятий в целях формирования более рациональной стратегии использования собственных активов;
— стимулирование выбора предприятиями правового статуса, предусматривающего большую степень ответственности учредителей по обязательствам предприятия;
— организация подготовки и переподготовки руководителей предприятий по вопросам реформирования предприятий;
— обновление и усовершенствование механизма доверительного управления государственным пакетом акций предприятий исключительно на конкурсной основе и представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ.

Реализация предусмотренных программой мероприятий требует также оперативной разработки ряда новых концептуальных, методических и нормативных документов федерального и регионального уровня.

Государственными заказчиками в процессе реализации программных мероприятий будет проводиться работа по расширению базы внебюджетных источников финансирования программы, включая привлечение средств Фонда конверсии, экологических фондов, фондов поддержки малого предпринимательства федерального и регионального уровня, фонда поддержки малого бизнеса в научно-технической сфере, а также средств международных фондов и организаций (МБРР, ТАСИС, ЕБРР и др.), которые предоставляются согласно установленному в каждой из перечисленных организаций порядку.

В целях использования кредитов коммерческих банков и финансово-бюджетных компаний на реализацию проектов и мероприятий Программы будет разработана система государственных и залогово-страховых гарантий возвращения кредитов под мероприятия Программы. В результате ожидается наращивание объемов банковского кредитования мероприятий Программы и в том числе долгосрочных инвестиций.

Основной объем финансирования Программы (более 95%) должны составить бюджетные средства субъектов Федерации, собственные денежные ресурсы предприятий, полученные путем капитализации доходов, средства отечественных и зарубежных инвесторов, кредиты и другие виды внебюджетных источников, а также средства от реинвестирования прибыли в результате реализации проектов на начальном этапе.

Эффективность выполнения программы на начальном этапе обеспечивается внедрением уже имеющихся результатов научно-исследовательских разработок прошлых лет (использование интеллектуальной собственности, ноу-хау, технологий двойного назначения). Сокращение затрат на производство новых технических средств может быть достигнуто за счет использования имеющихся производственных площадей и мощностей, в том числе на условиях финансового лизинга.

Важным фактором привлечения средств частных инвесторов для осуществления работ по отдельным объектам и проектам мероприятий подпрограмм Программы является организация торгов (конкурсов), проводимых государственными заказчиками при участии представителя государственного заказчика-координатора Программы, с целью эффективного размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом государственные заказчики подпрограмм руководствуются Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305.

Порядок организации и проведения конкурсов, разработанный государственными заказчиками совместно с государственным заказчиком-координатором Программы, определяет этапы и условия их проведения, функции государственных заказчиков, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений и соответствующее оформление результатов конкурсов.

Учитывая специфику Программы, к обязательным требованиям, предъявляемым к конкурсной документации, представляемой потенциальными исполнителями программных мероприятий, относятся: обеспечение безопасности для жизни и здоровья населения, охрана окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции, обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны.

Условиями предоставления на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов для реализации коммерческих проектов являются:
— привлечение большой доли собственных и заемных средств частного отечественного (или иностранного) инвестора, при этом доля собственных средств предприятий в указанных затратах должна составлять не менее 50 процентов;
— короткие сроки окупаемости коммерческих инвестиционных проектов (как правило, не более двух - трех лет).

Условия конкурса будут публиковаться государственными заказчиками в открытой печати.

Конкурсный отбор проектов по программным мероприятиям проводится государственными заказчиками подпрограмм совместно с представителем государственного заказчика-координатора Программы. Для оценки предложений ими создается рабочая экспертная группа. При наличии нескольких альтернативных предложений, обеспечивающих достижение сопоставимых результатов разными средствами, государственные заказчики организуют проведение (при необходимости) экспертизы с целью определения наиболее перспективного варианта.

В период реализации Программы государственный заказчик-координатор Программы, государственные заказчики и научно-координационный совет будут прорабатывать новые формы и методы активизации инвестиционной деятельности, в том числе в прибрежных регионах страны, включая размещение облигационных займов, создание залоговых фондов.

Будут рассмотрены вопросы создания лизинговых компаний как важных элементов инвестиционной инфраструктуры Программы. Активизации инвестиционной деятельности должно способствовать также предоставление государственными заказчиками подпрограмм гарантий кредитным учреждениям, заемные средства которых используются для реализации инвестиционных проектов.

Реализация подпрограмм осуществляется на основе системы государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями работ.

Другие ФЦП

Программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)"

Госкоординатор
Министерство транспорта Российской Федерации

Госзаказчики
Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта

Подпрограммы:
подпрограмма "Автомобильные дороги"
подпрограмма "Гражданская авиация"
подпрограмма "Морской транспорт"
подпрограмма "Внутренние водные пути"
подпрограмма "Железнодорожный транспорт"
подпрограмма "Развитие экспорта транспортных услуг России"

Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации, намеченная в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие как одну из приоритетных задач государственной деятельности.
Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни.
В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно-экономических связей, а удешевление, ускорение и повышение качества пассажирского сообщения приводят к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни.
Таким образом, развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее