Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Содержание проблемы

1  2  3

В то же время разработку новой техники и технологий, более совершенных, прорывных технологий на современном этапе сдерживает недостаточное финансирование перспективных научных исследований и проектных работ.

Использование биологических ресурсов Мирового океана является одним из наиболее перспективных направлений решения продовольственной проблемы.

Россия продолжает входить в число ведущих государств мира, определяющих тенденцию развития мирового рыболовства. В продовольственном комплексе страны рыбное хозяйство занимает значительное место, являясь поставщиком пищевой, кормовой, технической и медицинской продукции. Однако объемы поставок этих видов продукции в настоящее время не соответствуют существующим потребностям.

Биологические ресурсы экономической зоны России, которые по своему видовому составу предоставляют уникальную возможность для производства рыбной продукции высокой потребительской стоимости, уже сейчас используются на пределе. Поэтому следует обеспечить строжайший контроль за рациональным рыболовством в целях снижения промысловой нагрузки на биоресурсы.

В этих условиях исключительно важное значение для России имеет закрепление ее приоритета в выявлении и освоении ресурсов открытых частей Мирового океана, а также сохранение и развитие экономических связей в области рыболовства с прибрежными странами. Необходимость решения этой задачи обусловлена также тем обстоятельством, что в открытые и освоенные Россией богатейшие промысловые районы в международных водах (Северная Атлантика - море Ирмингера; Юго-Восточная часть Тихого океана; антарктическая часть Атлантики и Индийского океана и др.) устремились иностранные суда.

В то же время добыча гидробионтов российским промысловым флотом в экономических зонах иностранных государств сейчас составляет менее 20 % от общего объема промысла, а открытые части Мирового океана практически вообще не используются.

Российский научно-технический потенциал позволяет значительно увеличить производство продукции марикультуры. Однако существующие проблемы рыбохозяйственного комплекса страны могут быть решены лишь при наличии достаточного количества судов различного назначения (добывающих, обрабатывающих, транспортных, научно-исследовательских, и других), и проведения модернизации обслуживающей их инфраструктуры (базы флота, судоремонтных заводов, портов т.п.).

Для успешного развития рыбохозяйственного комплекса необходимо также целенаправленное регулирование его деятельности. В настоящее время в России не принято ни одного федерального закона о морских живых ресурсах. Управление их использованием разделено между несколькими ведомствами и сейчас остро стоит вопрос о компетенции этих ведомств в осуществлении таких функций.

В последние годы значительно ухудшилось состояние российской транспортно-коммуникационной системы в Мировом океане. За пределами Российской Федерации, на территории прибалтийских стран и Украины, остались крупнейшие порты и большинство специализированных комплексов для перегрузки зерна, руды, угля, химических и наливных грузов, контейнеров (Новоталлинский, Ильичевск, Южный, перевалочные нефтебазы в Вентспилсе и Клайпеде, паромные переправы Ильичевск-Варна и Клайпеда-Мукран). Кроме того, в Северо-западном и Южном бассейнах Россия лишилась рефрижераторных судов, танкеров ледового класса, лихтеровозов, большей части пассажирских судов. На Балтике отсутствует наливной флот, а на Черном море - сухогрузный.

Материально-техническая база морского транспорта значительно изношена. Эксплуатация устаревших в техническом отношении морских транспортных средств требует дополнительных затрат на ремонт судов, снижает их эксплуатационные качества, что создает угрозу безопасности мореплавания и повышенную экологическую опасность в океане и прибрежных зонах, приводит к аресту российских судов в зарубежных портах. Значительная часть гидротехнических портовых сооружений нуждается в капитальном ремонте или реконструкции, необходима замена перегрузочного оборудования.

Потеря Россией портовых мощностей на Балтике и Черном море может и должна быть компенсировано за счет строительства новых портов и модернизации действующих на российской территории.

Улучшения положения в области морского транспорта и расширению возможностей по освоению минеральных и биологических ресурсов Мирового океана будет способствовать развитие северного направления, хотя в силу суровых природных условий оно не может в полной мере заменить порты на Балтике и Черном море.

Перспективным транспортным направлением для России является дальневосточное, что связано как с необходимостью освоения богатейших природных ресурсов Дальнего Востока, так и с потребностью в налаживании сотрудничества с быстро развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Проблемы освоения и использования Арктики выделены в связи с особыми национальными интересами (экономическими, оборонными, геополитическими, научными) Российской Федерации в этом регионе и его спецификой.

Экономические интересы России в Арктике обусловлены тем, что здесь сосредоточены месторождения ряда важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития экономики всей страны в настоящее время и в еще большей степени - в ближайшей перспективе. Оборонные интересы связаны с базированием в Арктике основных российских морских стратегических ядерных сил, а также с необходимостью защиты протяженной государственной границы в Северном Ледовитом океане. Геополитические интересы России в Арктике объясняются ее особым географическим положением и пересечением в этом регионе интересов многих стран. Научные интересы России в Арктике обусловлены тем, что соответствующее научное обеспечение является необходимым условием для всех видов деятельности в этом регионе, а также важной ролью Арктики в глобальных процессах, происходящих на Земле.

К основным проблемам российской Арктики относятся спад в экономике, свертывание градообразующих производств, упадок социальной инфраструктуры, резкое сокращение объема научных исследований, несвоевременное и недостаточное снабжение топливом и продовольствием. Особую опасность в экстремальных природно-климатических условиях представляет очаговое негативное воздействие на окружающую среду, что сказывается на росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни.

Проблемы прибрежных арктических регионов являются составной частью проблемы освоения и использования Мирового океана. Социально-экономическое развитие этих регионов невозможно без надежного функционирования арктической морской транспортной системы, обеспечивающей поставки товаров в Арктику и вывоз продукции арктических предприятий в другие регионы.

Учитывая особые государственные интересы России в Арктике и необходимость их защиты, специфику условий проживания и хозяйственной деятельности, решение арктических проблем, носящих комплексный характер и требующих в этом регионе координации усилий министерств, ведомств, администрации арктических территорий, эффективного государственного регулирования, возможно только с использованием программно-целевых методов.

Необходимость изучения Антарктики определяется ее значением для формирования климатических и погодных процессов на планете, потребностью в обеспечении долговременных национальных интересов Российской Федерации в данном регионе в рамках действующего международно-правового режима. Дальнейшее проведение научных исследований в Антарктике является неотъемлемым элементом общегосударственной политики, ориентированной на закрепление российских позиций в регионе и реализацию геополитических интересов России.

1  2  3

Другие ФЦП

Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года"

Госкоординатор
Министерство регионального развития Российской Федерации

Подпрограммы:
подпрограмма "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе"

Целями Программы являются создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья и стимулирования программ и проектов международного и приграничного сотрудничества, развитие социальной сферы, повышение уровня жизни населения, улучшение демографической ситуации, повышение эффективности использования ресурсов, обеспечение ускоренных темпов роста экономики в целях сокращения миграции населения в другие регионы.
Достижение поставленных целей означает:
совершенствование топливно-энергетического комплекса;
модернизацию ведущих отраслей Дальнего Востока и Забайкалья (рыбохозяйственного комплекса, цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности);
развитие транспортной инфраструктуры региона;
развитие минерально-сырьевого комплекса;
интеграцию Дальнего Востока и Забайкалья в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона;
развитие социальной инфраструктуры;
снижение смертности населения;
увеличение рождаемости;
предотвращение миграции населения в другие регионы.
Общей концепцией социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрено, что инвестиционная активность будет дифференцирована по регионам. Преимущество будут иметь территории с производственным потенциалом. Насущная необходимость развития транспортной инфраструктуры для расширения экспорта, обеспечения участия России в мировых хозяйственных связях определяет направление крупных инвестиций в приграничные, прежде всего в приморские регионы, к которым относится и Дальний Восток.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее