Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Содержание проблемы

1  2  3

Освоение и рациональное использование ресурсов и пространств Мирового океана являются важнейшими приоритетами государственной политики не только в настоящее время, но и в будущем. Актуальность этих проблем возрастает в связи с усилением роли Мирового океана как наиболее перспективной сферы экономической деятельности, политического влияния.

Открытое море, шельф, глубоководное дно и прибрежные районы всегда были для России предметом серьезного изучения и освоения в целях решения экономических проблем, обеспечения социально приемлемых и экологически безопасных условий для жизнедеятельности.

Исследование Мирового океана, использование его ресурсного потенциала, развитие транспортных коммуникаций, присутствие на морских пространствах в целях сохранения позиций России как морской державы, охрана морских границ, контроль за экологической обстановкой, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также климатические наблюдения - все эти и другие конкретные проблемы, имеющие самостоятельное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасного проживания населения как в прибрежных регионах, так и в стране в целом, требуют комплексного анализа для поиска оптимальных путей их решения.

В настоящее время назрели острые проблемы в области международно-правового обеспечения суверенных прав и юрисдикции России в ее прибрежных водах и на других морских пространствах Мирового океана в значительной степени вызванные принципиальными геополитическими изменениями в результате смены политической ориентации стран Восточной Европы, прекращения действия Варшавского договора, СЭВ и иных подобных интеграционных механизмов, образования на территории СССР пятнадцати независимых государств, что привело к сокращению размеров территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны страны.

Новые условия требуют развития правовой базы эффективного сотрудничества России с другими государствами в области освоения потенциала Мирового океана в целях более полной защиты российских военно-стратегических, экономических и научно-технических интересов. В первую очередь, необходимо обеспечить правовую защиту деятельности по изучению и добыче морских биологических и минеральных ресурсов, в том числе на океанских пространствах за пределами юрисдикции России, развитие международно-правового режима Антарктики с учетом интересов России как ее первооткрывателя, юридически закрепить российские права в Арктике.

Важной проблемой является незавершенность делимитации морских границ России: из двенадцати государств, с которыми Российская Федерация граничит на море, договоры о разграничении морских пространств заключены и действуют лишь с пятью.

В последние годы наблюдается ослабление позиций российской океанологии в сфере изучения природы Мирового океана. Прекращены или существенно ограничены исследования океанических процессов и явлений, знания о которых необходимы для получения обобщенных глобальных и региональных климатических данных в интересах экономического развития и безопасности России. Происходит отток и старение научных кадров. Не используется в должной мере и по назначению научный флот.

Негативное воздействие на перспективы научной деятельности России в этой сфере оказывает сокращение участия российских специалистов в крупных международных проектах и программах из-за отсутствия необходимого финансирования и недостаточности технических средств. Тем самым уменьшаются возможности реализации научных результатов и экспериментальных данных, которые могут быть получены лишь в рамках международного сотрудничества.

Современная наука о Мировом океане, опыт многолетних исследований и практических наблюдений, которые проводились в СССР и России, оказывают значительное влияние на все сферы деятельности, связанные с освоением и использованием ресурсов и пространств открытого моря, прибрежной зоны, шельфа, исключительной экономической зоны страны.

Потенциал российской науки благодаря созданной научной базе, имеющемуся кадровому составу еще достаточно высок, однако при сохранении тенденции к свертыванию научных исследований и экспедиционной деятельности он неизбежно будет разрушен. Указанная тенденция уже сейчас отрицательно сказывается на прогнозировании гидрометеорологической обстановки в целях обеспечения хозяйственной, транспортной и оборонной деятельности, получении информации о влиянии антропогенных факторов на уменьшение биоразнообразия и сокращение промысловых биоресурсов Мирового океана, а также на исследованиях строения земной коры дна Мирового океана для оценки запасов минеральных ресурсов, фундаментальных исследованиях проблем взаимодействия океана и атмосферы, ключевых процессов, происходящих в Мировом океане и смежных сферах, и т.п.

Указанные проблемы не могут быть решены вне Программы.

Военно-стратегические интересы России в Мировом океане определяют ведущую роль Военно-Морского Флота в обеспечении политического влияния России на мировые процессы, в сдерживании угроз безопасности страны и охране ее морских границ, повышении международного авторитета Российской Федерации, укреплении безопасности судоходства, промысловой, хозяйственной и научной деятельности.

В Мировом океане могут быть сосредоточены значительные по составу и ударной мощи группировки военно-морских сил, способные нанести значительный ущерб военно-экономическому потенциалу России и ее жизненно важным интересам. В условиях приближения НАТО к российским государственным границам и объективно сохраняющейся пока многовариантности будущих отношений Российской Федерации с этим блоком, усиления морской компоненты стратегических ядерных сил страны в соответствии с договором по СНВ-2, военное присутствие России в Мировом океане может способствовать поддержанию военно-политической стабильности. Сохранение и разумное (в пределах достаточности) развитие военно-морской мощи страны является фактором сдерживания вероятного противника, обеспечивает защиту своих граждан и юридических лиц, экономических и иных интересов за рубежом, а также эффективное участие Российской Федерации в миротворческих акциях ООН.

Современное состояние ВМФ, несмотря на резкое сокращение его количественного состава, еще позволяет решить ряд первоочередных задач. В то же время уже наблюдаются ярко выраженные тенденции к уменьшению его потенциала. Чтобы не допустить критического снижения боевых возможностей ВМФ и иметь возможность комплексно решать стоящие перед ним проблемы с учетом широкого спектра политических, экономических, технологических, экологических и собственно военных факторов, требуется государственная поддержка мероприятий по совершенствованию и развитию ВМФ на долгосрочную перспективу.

Важность проблемы использования минеральных ресурсов Мирового океана, Арктики и Антарктики определяется прежде всего их богатством и разнообразием, перспективностью вовлечения в народнохозяйственный оборот. Ресурсы недр Мирового океана (континентального шельфа и глубоководных районов морского дна) по своим объемам, свойствам и степени воспроизводства намного превосходят аналогичные ресурсы континентов и представляют собой масштабный потенциальный источник минеральных ресурсов.

За счет минерального сырья Мирового океана, нефтегазового потенциала шельфовых зон России, значительная часть которых находится в Арктике, может быть создана основа гарантированного обеспечения перспективных потребностей экономики Российской Федерации в стратегических видах полезных ископаемых.

Выполненные к настоящему времени работы по поиску и разведке месторождений полезных ископаемых в пределах континентального шельфа России и в Международном районе морского дна явно недостаточны даже для достоверной оценки их запасов.

Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана является одной из центральных проблем, от решения которой зависит успех выполнения комплекса задач, поставленных Программой в целом и ее отдельными подпрограммами. Развитие технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана предполагающее использование накопленного научно-технического задела, позволит начать активную реализацию инновационных и других мероприятий, необходимых для решения всего комплекса проблем, связанных с Мировым океаном.

Россия в условиях продолжающегося отставания от других стран в области научно-технического обеспечения морской деятельности нуждается в принятии радикальных мер по переоснащению научных и промышленных комплексов в Мировом океане, модернизации и обновлению научно-исследовательского, торгового, промыслового и военного флотов.

Важнейшие проблемы России, касающиеся сохранения системы морских коммуникаций и доступа к морям, развития прибрежных районов, могут успешно решаться лишь при условии использования передовых технологий. Значительным потенциалом для их создания являются достижения оборонных отраслей, связанных с деятельностью в морской среде.

1  2  3

Другие ФЦП

Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"

Госзаказчики
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Основными проблемами, которые должны быть решены в рамках федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" (далее - Программа), являются:
уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации;
конверсия или уничтожение объектов по производству, разработке химического оружия и ликвидация последствий их деятельности;
уничтожение или утилизация реакционных масс, образующихся в процессе уничтожения химического оружия;
определение направлений конверсии объектов по уничтожению химического оружия.
Решение этих вопросов регулируется законодательством Российской Федерации, Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее - Конвенция), общепризнанными принципами и нормами международного права и иными нормативными правовыми актами.
Места расположения объектов по уничтожению химического оружия, порядок проведения и объемы работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации, на территории которых хранится и уничтожается химическое оружие, а также по территории которых осуществляются его перевозки.
Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации установлен в соответствии с Конвенцией срок уничтожения химического оружия - 2012 год.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее