Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Общие сведения о Федеральной целевой программе «Мировой океан»

1  2  3

Основным в проблеме изучения Антарктики является обеспечение деятельности Российской антарктической экспедиции, перечень минимально допустимых параметров деятельности которой (численность экспедиции, действующие антарктические станции, суда обеспечения, авиационное обеспечение, нефтебазы) обоснован и находится на минимально допустимом уровне.

Проблема создания Единой системы информации об обстановке в Мировом океане обусловлена настоятельной необходимостью поднять на новый качественный уровень обеспечение всех видов морской деятельности актуальной и полной информацией, являющейся основой решения соответствующих научно-технических, экономических, политических, военно-стратегических, экологических и других задач, связанных с изучением, освоением и эффективным использованием ресурсов и пространств Мирового океана. При этом должны быть устранены характерные для настоящего времени дублирование различными ведомствами работ по созданию баз и банков данных о состоянии Мирового океана, их несовместимость и противоречивость, а также тенденция снижения качества обслуживания потребителей информацией об обстановке в Мировом океане. Интеграция всех государственных информационных ресурсов по проблемам Мирового океана в рамках Единой системы, создаваемой на базе существующих ведомственных систем и информационных центров, требует государственной финансовой поддержки, межведомственной координации научно-технических работ и организационных решений.

Реализация различных направлений деятельности России в Мировом океане, по изучению, освоению и рациональному использованию ресурсов и пространств Мирового океана, в рамках независимых друг от друга программ имеет ряд недостатков, которые отрицательно сказываются на характере и результатах этих работ. К наиболее существенным недостаткам относятся:
— отсутствие скоординированной государственной политики в решении комплексной, по своей сути, проблеме изучения, освоения и рационального использования ресурсов единого объекта - Мирового океана;
— дублирование работ, проводимых различными ведомствами;
— невозможность использования полученных ранее результатов (в частности, результатов научных исследований, на которые уже были затрачены бюджетные средства) или опыта смежных организаций для решения возникающих проблем ввиду слабого информационного обеспечения;
— отсутствие необходимой координации работ, обеспечивающей выбор эффективных методов, способов решения и направлений рационального использования ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, временных и др.);
— отсутствие взаимодействия между производителями новой техники для общих научных и хозяйственных целей (проведение исследований, осуществление контроля за обстановкой в Мировом океане, добыча, извлечение и переработка полезных ископаемых и т.д.);
— неэффективное использование обеспечивающих видов деятельности (информационное обслуживание, организация продвижения инновационных разработок, использование новой перспективной техники и технологий, обмен ноу-хау и т.д.) в целях комплексного решения взаимосвязанных проблем;
— отсутствие возможностей (зачастую прямой запрет) по применению технологий двойного назначения, а также снятой с эксплуатации по основному назначению военной техники;
— ограничение большей части проводимых в рамках ведомственных программ работ научными исследованиями, результаты которых не были востребованы для практического применения.

Указанные недостатки являются следствием не только характерной для экономики прошлых лет отраслевой разобщенности исполнителей работ, преследующих чисто ведомственные интересы (особенно в оборонных отраслях), но и отсутствия должной координации проведения комплексных работ. Поэтому успех в реализации Программы в значительной мере определяется наличием специального центра, ответственного за координацию различных видов деятельности в Мировом океане в рамках единой государственной политики.

Конкретное содержание существующих в настоящее время проблем каждого из направлений деятельности в Мировом океане определяет особенности практического осуществления этой деятельности в будущем, формирования источников финансирования, использования перспективных схем управления и контроля за ходом реализации Программы. При определении целей и задач Программы разработчики руководствовались результатами работ, полученными на предыдущих этапах исследований, в рамках других целевых программ или отдельных проектов. Такой подход позволит повысить экономическую эффективность выполняемых подпрограмм.

Анализ современного состояния проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсного потенциала и пространств Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения национальной безопасности России позволяет выделить следующие факторы, определяющие необходимость решения этой проблемы программными методами:
— острота геополитических, международно-правовых, социально-экономических, научно-технических и экологических аспектов проблемы;
— многоаспектность и комплексность проблемы, требующая координации деятельности органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, организаций различного профиля и организационно-правовых форм;
— невозможность комплексного ее решения в условиях формирующегося рыночного механизма и в связи со спецификой проводимых мероприятий без государственного регулирования и государственной поддержки.

Острота и значимость данной проблемы обусловлена значительным отставанием различных видов морской деятельности от требуемого уровня. Причем длительное сохранение негативных тенденций может привести к серьезным последствиям для экономики и безопасности страны.

Геополитическое положение России, протяженность ее морских границ, сложившаяся и потенциальная зависимость от ресурсов Мирового океана, морских коммуникаций настоятельно требуют комплексного решения этой общегосударственной проблемы в рамках единой долгосрочной стратегии.

Эта проблема носит целевой характер. Ее решение должно обеспечить изучение, освоение и рациональное использование всего ресурсного потенциала и пространств Мирового океана. Отдельные виды ресурсов, регионы Мирового океана, входящие в зону национальных интересов России, различные научно - технические средства и технологии, международное правовое и информационное обеспечение представляют собой составные компоненты общей проблемы и рассматриваются в органическом единстве и во взаимосвязи. Это обуславливает необходимость поиска оптимальных решений в каждом направлении общей проблемы с учетом всего комплекса национально-государственных целей, ограниченности ресурсов и эффективности разрабатываемых мероприятий.

Анализ состояния проблемы показывает важность проведения широкого круга фундаментальных и прикладных исследований, которые должны обеспечить качественно новыми технологиями и техническими средствами, включая информационные, реализацию отдельных направлений освоения ресурсов Мирового океана. Для решения проблемы необходимо также осуществить значительные инвестиции. Все это обуславливает необходимость проработки мероприятий по этапам жизненного цикла проблемы. Должно быть осуществлено целевое управление ходом их реализации на базе специально созданного механизма управления технологически сопряженными производствами, финансово-кредитными, научными, проектными и другими учреждениями, институтами и организациями.

Необходимость государственной поддержки мероприятий по комплексному решению данной проблемы объясняется характером мероприятий, связанных с ее решением и происходящими изменениями в экономике страны.

Многоаспектность и комплексность данной проблемы определяется тем, что она включает совокупность взаимосвязанных (единым объектом - Мировой океан) задач по изучению, освоению и рациональному использованию ресурсного и пространственного потенциалов. Решение этих задач требует закрепления и отстаивания геополитических и военно-стратегических позиций России на мировой арене и предполагает комплекса мероприятий, при участии органов исполнительной власти федерального уровня, специализированных производственных предприятий, опытно-конструкторских, научно-исследовательских и других организаций.

Переход к использованию рыночных регуляторов, изменение функций федеральных органов управления, установление новых отношений центра с субъектами Федерации незавершенности разработки нормативно-правовой базы, соответствующей новым экономическим отношениям, предопределяют необходимость государственного управления решением неотложных задач в области изучения и освоения ресурсов и пространств Мирового океана, имеющих общегосударственное значение.

В этих условиях программный подход к разработке комплекса мероприятий федерального уровня и механизма их реализации в наибольшей степени обеспечивает достижение целей государственной политики в области изучения и освоения ресурсов и пространств Мирового океана, отстаивания геополитических и военно-стратегических интересов государства, сформулированных в Концепции Программы.

1  2  3

Другие ФЦП

Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы"

Госкоординатор
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Госзаказчики
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Федеральная служба исполнения наказаний
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральное агентство по образованию
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное агентство геодезии и картографии
Федеральная таможенная служба
Федеральное космическое агентство
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. № 1650-р и в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.
Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства.
Целью Программы является сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации на 16 - 20 процентов по сравнению с 2004 годом.
Достижение указанной цели имеет стратегическое значение для решения актуальных задач обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, создания условий для успешной реализации социальной, экономической, оборонной, научно-технической политики Российской Федерации.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее