Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Общие сведения о Федеральной целевой программе «Мировой океан»

1  2  3

Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана является одной из центральных проблем, от решения которой зависит успех выполнения комплекса задач, поставленных Программой в целом и ее отдельными подпрограммами. Развитие технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана предполагающее использование накопленного научно-технического задела, позволит начать активную реализацию инновационных и других мероприятий, необходимых для решения всего комплекса проблем, связанных с Мировым океаном.

Россия в условиях продолжающегося отставания от других стран в области научно-технического обеспечения морской деятельности нуждается в принятии радикальных мер по переоснащению научных и промышленных комплексов в Мировом океане, модернизации и обновлению научно-исследовательского, торгового, промыслового и военного флотов.

Важнейшие проблемы России, касающиеся сохранения системы морских коммуникаций и доступа к морям, развития прибрежных районов, могут успешно решаться лишь при условии использования передовых технологий. Значительным потенциалом для их создания являются достижения оборонных отраслей, связанных с деятельностью в морской среде.

финансирование перспективных научных исследований и проектных работ.

Использование биологических ресурсов Мирового океана является одним из наиболее перспективных направлений решения продовольственной проблемы.

Россия продолжает входить в число ведущих государств мира, определяющих тенденцию развития мирового рыболовства. В продовольственном комплексе страны рыбное хозяйство занимает значительное место, являясь поставщиком пищевой, кормовой, технической и медицинской продукции. Однако объемы поставок этих видов продукции в настоящее время не соответствуют существующим потребностям.

Биологические ресурсы экономической зоны России, которые по своему видовому составу предоставляют уникальную возможность для производства рыбной продукции высокой потребительской стоимости, уже сейчас используются на пределе. Поэтому следует обеспечить строжайший контроль за рациональным рыболовством в целях снижения промысловой нагрузки на биоресурсы.

В этих условиях исключительно важное значение для России имеет закрепление ее приоритета в выявлении и освоении ресурсов открытых частей Мирового океана, а также сохранение и развитие экономических связей в области рыболовства с прибрежными странами. Необходимость решения этой задачи обусловлена также тем обстоятельством, что в открытые и освоенные Россией богатейшие промысловые районы в международных водах (Северная Атлантика - море Ирмингера; Юго-Восточная часть Тихого океана; антарктическая часть Атлантики и Индийского океана и др.) устремились иностранные суда.

В то же время добыча гидробионтов российским промысловым флотом в экономических зонах иностранных государств сейчас составляет менее 20 % от общего объема промысла, а открытые части Мирового океана практически вообще не используются.

Российский научно-технический потенциал позволяет значительно увеличить производство продукции марикультуры. Однако существующие проблемы рыбохозяйственного комплекса страны могут быть решены лишь при наличии достаточного количества судов различного назначения (добывающих, обрабатывающих, транспортных, научно-исследовательских, и других), и проведения модернизации обслуживающей их инфраструктуры (базы флота, судоремонтных заводов, портов т.п.).

Для успешного развития рыбохозяйственного комплекса необходимо также целенаправленное регулирование его деятельности. В настоящее время в России не принято ни одного федерального закона о морских живых ресурсах. Управление их использованием разделено между несколькими ведомствами и сейчас остро стоит вопрос о компетенции этих ведомств в осуществлении таких функций.

В последние годы значительно ухудшилось состояние российской транспортно-коммуникационной системы в Мировом океане. За пределами Российской Федерации, на территории прибалтийских стран и Украины, остались крупнейшие порты и большинство специализированных комплексов для перегрузки зерна, руды, угля, химических и наливных грузов, контейнеров (Новоталлинский, Ильичевск, Южный, перевалочные нефтебазы в Вентспилсе и Клайпеде, паромные переправы Ильичевск-Варна и Клайпеда-Мукран). Кроме того, в Северо-западном и Южном бассейнах Россия лишилась рефрижераторных судов, танкеров ледового класса, лихтеровозов, большей части пассажирских судов. На Балтике отсутствует наливной флот, а на Черном море - сухогрузный.

Материально-техническая база морского транспорта значительно изношена. Эксплуатация устаревших в техническом отношении морских транспортных средств требует дополнительных затрат на ремонт судов, снижает их эксплуатационные качества, что создает угрозу безопасности мореплавания и повышенную экологическую опасность в океане и прибрежных зонах, приводит к аресту российских судов в зарубежных портах. Значительная часть гидротехнических портовых сооружений нуждается в капитальном ремонте или реконструкции, необходима замена перегрузочного оборудования.

Потеря Россией портовых мощностей на Балтике и Черном море может и должна быть компенсировано за счет строительства новых портов и модернизации действующих на российской территории.

Улучшения положения в области морского транспорта и расширению возможностей по освоению минеральных и биологических ресурсов Мирового океана будет способствовать развитие северного направления, хотя в силу суровых природных условий оно не может в полной мере заменить порты на Балтике и Черном море.

Перспективным транспортным направлением для России является дальневосточное, что связано как с необходимостью освоения богатейших природных ресурсов Дальнего Востока, так и с потребностью в налаживании сотрудничества с быстро развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Проблемы освоения и использования Арктики выделены в связи с особыми национальными интересами (экономическими, оборонными, геополитическими, научными) Российской Федерации в этом регионе и его спецификой.

Экономические интересы России в Арктике обусловлены тем, что здесь сосредоточены месторождения ряда важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития экономики всей страны в настоящее время и в еще большей степени - в ближайшей перспективе. Оборонные интересы связаны с базированием в Арктике основных российских морских стратегических ядерных сил, а также с необходимостью защиты протяженной государственной границы в Северном Ледовитом океане. Геополитические интересы России в Арктике объясняются ее особым географическим положением и пересечением в этом регионе интересов многих стран. Научные интересы России в Арктике обусловлены тем, что соответствующее научное обеспечение является необходимым условием для всех видов деятельности в этом регионе, а также важной ролью Арктики в глобальных процессах, происходящих на Земле.

К основным проблемам российской Арктики относятся спад в экономике, свертывание градообразующих производств, упадок социальной инфраструктуры, резкое сокращение объема научных исследований, несвоевременное и недостаточное снабжение топливом и продовольствием. Особую опасность в экстремальных природно-климатических условиях представляет очаговое негативное воздействие на окружающую среду, что сказывается на росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни.

Проблемы прибрежных арктических регионов являются составной частью проблемы освоения и использования Мирового океана. Социально-экономическое развитие этих регионов невозможно без надежного функционирования арктической морской транспортной системы, обеспечивающей поставки товаров в Арктику и вывоз продукции арктических предприятий в другие регионы.

Учитывая особые государственные интересы России в Арктике и необходимость их защиты, специфику условий проживания и хозяйственной деятельности, решение арктических проблем, носящих комплексный характер и требующих в этом регионе координации усилий министерств, ведомств, администрации арктических территорий, эффективного государственного регулирования, возможно только с использованием программно-целевых методов.

Необходимость изучения Антарктики определяется ее значением для формирования климатических и погодных процессов на планете, потребностью в обеспечении долговременных национальных интересов Российской Федерации в данном регионе в рамках действующего международно-правового режима. Дальнейшее проведение научных исследований в Антарктике является неотъемлемым элементом общегосударственной политики, ориентированной на закрепление российских позиций в регионе и реализацию геополитических интересов России.

1  2  3

Другие ФЦП

Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы"

Госкоординатор
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Госзаказчики
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Федеральная служба исполнения наказаний
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральное агентство по образованию
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное агентство геодезии и картографии
Федеральная таможенная служба
Федеральное космическое агентство
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. № 1650-р и в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.
Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства.
Целью Программы является сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации на 16 - 20 процентов по сравнению с 2004 годом.
Достижение указанной цели имеет стратегическое значение для решения актуальных задач обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, создания условий для успешной реализации социальной, экономической, оборонной, научно-технической политики Российской Федерации.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее