Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Система мероприятий

Система мероприятий Программы включает совокупность взаимоувязанных научно-исследовательских (фундаментальных и прикладных) и опытно-конструкторских разработок, а также мероприятия социально-экономического, производственного, организационно-хозяйственного, военно-стратегического и международно-правового характера.

Формирование мероприятий Программы и их реализация строятся по принципу трехуровневой сквозной системы, в рамках которой итерактивным способом обеспечивается преемственность и целенаправленное развитие работ по соответствующим видам морской деятельности для решения актуальных общегосударственных экономических, геополитических, социальных и иных проблем.

На первом уровне исполнителями, отбираемыми головными заказчиками на конкурсной основе, осуществляются конкретные проекты (мероприятия) по приоритетным направлениям деятельности в Мировом океане.

На втором уровне в рамках выполнения комплекса проектов (мероприятий) каждой из 10 подпрограмм обеспечивается получение конечных результатов по каждому из направлений работ, представленных в подпрограммах.

На третьем уровне в соответствии с общегосударственными приоритетами и в рамках реализации взаимоувязанных целей подпрограмм обеспечивается получение конечных результатов Программы в целом, т.е реализация главной цели Программы.

Применение программно-целевого подхода позволяет рационально использовать результаты научных исследований, перспективные инновационные разработки, средства обеспечения ( информационные и технологические) в целях эффективного выполнения подпрограмм.

Полный перечень мероприятий и их характеристики представлены в соответствующих разделах каждой из десяти подпрограмм. При формировании мероприятий подпрограмм учтены реализуемые и планируемые работы в рамках ранее принятых федеральных целевых программ по различным направлениям деятельности государства в Мировом океане, общие требования по укрупнению федеральных целевых программ и приданию им межотраслевого, комплексного характера, а также необходимость единого управления по конкретным направлениям деятельности в Мировом океане.

Мероприятия (проекты), включенные в подпрограммы, имеют непосредственное отношение к проблемам изучения и освоения Мирового океана, направлены на минимизацию ущерба в результате свертывания морской деятельности России в Мировом океане и носят межотраслевой (межведомственный) характер. При этом мероприятия, имеющие научную направленность, в максимальной степени ориентированы на получение практических результатов прикладного (технологического) характера. Особое внимание уделено взаимоувязке проектов обеспечивающего характера ( информационное и технологическое обеспечение морской деятельности, мониторинг Мирового океана, нормативно-правовая база функционирования морехозяйственного комплекса), что позволяет сократить затраты общесистемного характера.

При отборе проектов их приоритетность определялась в первую очередь наличием соответствующих направлений работ в Концепции Программы.

Система программных мероприятий сформирована по целевому принципу в соответствии с формулировкой главной долгосрочной цели Программы - комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и ее детализацией в рамках программных мероприятий подпрограмм, разработанных государственными заказчиками Программы.

Необходимость комплексного решения поставленных проблем определяет состав подпрограмм и их ориентацию на реализацию составляющих общей цели Программы, в качестве которых можно выделить три укрупненных целевых блока:
1) изучение Мирового океана;
2) освоение и эффективное использование ресурсов и пространств Мирового океана;
3) обеспечение национальных интересов и безопасности страны (военно-стратегические интересы и международно-правовые аспекты).

Роль каждой из подпрограмм в реализации указанных целевых блоков иллюстрирует таблица.

Непосредственное отношение к производственно-хозяйственной деятельности в реальном секторе национальной экономики имеют подпрограммы: “ Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики”, “Использование биологических ресурсов Мирового океана”, “Транспортные коммуникации России в Мировом океане”.

Объектно-ориентированные подпрограммы - ”Изучение и исследование Антарктики” и ”Освоение и использование Арктики” - имеют комплексный характер с преобладанием исследовательских задач в первой подпрограмме и производственных - во второй.

Подпрограмма “Исследование природы мирового океана” является общесистемной подпрограммой, формирующей научную базу осуществления различных видов деятельности в Мировом океане.

Подпрограммы “Военно-стратегические интересы России в Мировом океане” и “Международно-правовые вопросы и их политический аспект” ориентированы на обеспечение морской деятельности России в Мировом океане необходимыми и достаточными механизмами военного и международно-правового характера.

Остальные подпрограммы направлены на создание соответствующих обеспечивающих средств для достижения целей Программы.

Мероприятия обеспечивающего характера реализуются и в рамках ряда подпрограмм, связанных с совершенствованием национальной (внутригосударственной) нормативно-правовой базы осуществления соответствующих видов морской деятельности.

Система программных мероприятий сформирована с учетом приоритетности направлений работ в соответствии с определенным и в Концепции этапами реализации Программы.

На первом этапе безусловный приоритет отдан проектам, реализующим “политику сокращения ущерба” в результате свертывания морской деятельности России в Мировом океане при одновременном глубоком, тщательном и всестороннем анализе состояния дел, имеющихся возможностей, и оценке текущих и перспективных потребностей.

Фактически требования к результативности первого этапа Программы сводятся к исключению вероятности дальнейшего обострения существующих проблемных ситуаций в каждом из видов морской деятельности, что может привести к необратимым последствиями.

Включение в Программу взаимосвязанных подпрограмм обусловлено многоплановостью и высокой степенью сложности решения проблем изучения, освоения, использования ресурсов и пространств Мирового океана, а также необходимостью рациональной организации государственного регулирования морской деятельности, включающей политические, правовые, экономические и социальные аспекты. Эти подпрограммы разработаны и согласованы в соответствии с Порядком, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 “О реализации Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”.

Другие ФЦП

Программа "Глобальная навигационная система"

Госкоординатор
Федеральное космическое агентство

Госзаказчики
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство геодезии и картографии
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Подпрограммы:
подпрограмма "Обеспечение функционирования и развития системы ГЛОНАСС"
подпрограмма "Модернизация и создание перспективных средств навигации в интересах специальных потребителей"
подпрограмма "Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в интересах транспорта"
подпрограмма "Создание высокоэффективной системы геодезического обеспечения Российской Федерации"
подпрограмма "Разработка, подготовка производства, изготовление навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей"

Современное навигационное обеспечение объектов, в основном базируется на использовании навигационных сигналов, излучаемых со спутников космической навигационной системы. На основе получаемых навигационных сигналов с помощью соответствующей аппаратуры потребитель определяет свое местоположение.
Отечественная глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, обеспечивающая решение задач в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, введена в эксплуатацию в сентябре 1993 г. с орбитальной группировкой ограниченного состава (12 навигационных космических аппаратов (КА). В декабре 1995 г. орбитальная группировка развернута до штатного состава (24 КА). Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 февраля 1999 г. № 38-рп система ГЛОНАСС определена как система двойного назначения.
В связи с отсутствием комплекса мер в области использования и развития спутниковых навигационных систем, предусматривающего концентрацию усилий федеральных органов исполнительной власти по ее реализации, и обеспечивающего сбалансированное развитие всех элементов системы ГЛОНАСС, а также в связи с недостаточным финансированием орбитальная группировка системы ГЛОНАСС в течение 3-х лет не восполнялась (с декабря 1995 г. по декабрь 1998 г.) и в настоящее время функционирует в ограниченном составе, не обеспечивающем решение основных задач.
Основными целями Программы являются:
дальнейшее развитие и эффективное использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, внедрение передовых технологий спутниковой навигации в интересах решения социально-экономических и оборонных задач;
сохранение Россией лидирующих позиций в области спутниковой навигации;
обеспечение гарантированного предоставления навигационных сигналов отечественным и зарубежным потребителям.
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее