Указ Президента РФ Паспорт программы Перечень подпрограмм
Содержание проблемы Цели и задачи Ожидаемые результаты
Основные разработчики Управление программой Система мероприятий
Ресурсное обеспечение Механизм реализации Основные результаты
Система мероприятий

Система мероприятий Программы включает совокупность взаимоувязанных научно-исследовательских (фундаментальных и прикладных) и опытно-конструкторских разработок, а также мероприятия социально-экономического, производственного, организационно-хозяйственного, военно-стратегического и международно-правового характера.

Формирование мероприятий Программы и их реализация строятся по принципу трехуровневой сквозной системы, в рамках которой итерактивным способом обеспечивается преемственность и целенаправленное развитие работ по соответствующим видам морской деятельности для решения актуальных общегосударственных экономических, геополитических, социальных и иных проблем.

На первом уровне исполнителями, отбираемыми головными заказчиками на конкурсной основе, осуществляются конкретные проекты (мероприятия) по приоритетным направлениям деятельности в Мировом океане.

На втором уровне в рамках выполнения комплекса проектов (мероприятий) каждой из 10 подпрограмм обеспечивается получение конечных результатов по каждому из направлений работ, представленных в подпрограммах.

На третьем уровне в соответствии с общегосударственными приоритетами и в рамках реализации взаимоувязанных целей подпрограмм обеспечивается получение конечных результатов Программы в целом, т.е реализация главной цели Программы.

Применение программно-целевого подхода позволяет рационально использовать результаты научных исследований, перспективные инновационные разработки, средства обеспечения ( информационные и технологические) в целях эффективного выполнения подпрограмм.

Полный перечень мероприятий и их характеристики представлены в соответствующих разделах каждой из десяти подпрограмм. При формировании мероприятий подпрограмм учтены реализуемые и планируемые работы в рамках ранее принятых федеральных целевых программ по различным направлениям деятельности государства в Мировом океане, общие требования по укрупнению федеральных целевых программ и приданию им межотраслевого, комплексного характера, а также необходимость единого управления по конкретным направлениям деятельности в Мировом океане.

Мероприятия (проекты), включенные в подпрограммы, имеют непосредственное отношение к проблемам изучения и освоения Мирового океана, направлены на минимизацию ущерба в результате свертывания морской деятельности России в Мировом океане и носят межотраслевой (межведомственный) характер. При этом мероприятия, имеющие научную направленность, в максимальной степени ориентированы на получение практических результатов прикладного (технологического) характера. Особое внимание уделено взаимоувязке проектов обеспечивающего характера ( информационное и технологическое обеспечение морской деятельности, мониторинг Мирового океана, нормативно-правовая база функционирования морехозяйственного комплекса), что позволяет сократить затраты общесистемного характера.

При отборе проектов их приоритетность определялась в первую очередь наличием соответствующих направлений работ в Концепции Программы.

Система программных мероприятий сформирована по целевому принципу в соответствии с формулировкой главной долгосрочной цели Программы - комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и ее детализацией в рамках программных мероприятий подпрограмм, разработанных государственными заказчиками Программы.

Необходимость комплексного решения поставленных проблем определяет состав подпрограмм и их ориентацию на реализацию составляющих общей цели Программы, в качестве которых можно выделить три укрупненных целевых блока:
1) изучение Мирового океана;
2) освоение и эффективное использование ресурсов и пространств Мирового океана;
3) обеспечение национальных интересов и безопасности страны (военно-стратегические интересы и международно-правовые аспекты).

Роль каждой из подпрограмм в реализации указанных целевых блоков иллюстрирует таблица.

Непосредственное отношение к производственно-хозяйственной деятельности в реальном секторе национальной экономики имеют подпрограммы: “ Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики”, “Использование биологических ресурсов Мирового океана”, “Транспортные коммуникации России в Мировом океане”.

Объектно-ориентированные подпрограммы - ”Изучение и исследование Антарктики” и ”Освоение и использование Арктики” - имеют комплексный характер с преобладанием исследовательских задач в первой подпрограмме и производственных - во второй.

Подпрограмма “Исследование природы мирового океана” является общесистемной подпрограммой, формирующей научную базу осуществления различных видов деятельности в Мировом океане.

Подпрограммы “Военно-стратегические интересы России в Мировом океане” и “Международно-правовые вопросы и их политический аспект” ориентированы на обеспечение морской деятельности России в Мировом океане необходимыми и достаточными механизмами военного и международно-правового характера.

Остальные подпрограммы направлены на создание соответствующих обеспечивающих средств для достижения целей Программы.

Мероприятия обеспечивающего характера реализуются и в рамках ряда подпрограмм, связанных с совершенствованием национальной (внутригосударственной) нормативно-правовой базы осуществления соответствующих видов морской деятельности.

Система программных мероприятий сформирована с учетом приоритетности направлений работ в соответствии с определенным и в Концепции этапами реализации Программы.

На первом этапе безусловный приоритет отдан проектам, реализующим “политику сокращения ущерба” в результате свертывания морской деятельности России в Мировом океане при одновременном глубоком, тщательном и всестороннем анализе состояния дел, имеющихся возможностей, и оценке текущих и перспективных потребностей.

Фактически требования к результативности первого этапа Программы сводятся к исключению вероятности дальнейшего обострения существующих проблемных ситуаций в каждом из видов морской деятельности, что может привести к необратимым последствиями.

Включение в Программу взаимосвязанных подпрограмм обусловлено многоплановостью и высокой степенью сложности решения проблем изучения, освоения, использования ресурсов и пространств Мирового океана, а также необходимостью рациональной организации государственного регулирования морской деятельности, включающей политические, правовые, экономические и социальные аспекты. Эти подпрограммы разработаны и согласованы в соответствии с Порядком, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 “О реализации Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”.

Другие ФЦП

Программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года"

Госкоординатор
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Госзаказчики
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Федеральное агентство лесного хозяйства
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Российская академия медицинских наук
Федеральное медико-биологическое агентство

Радиационные аварии на производственном объединении "Маяк", испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне и авария на Чернобыльской АЭС обусловили целый комплекс проблем, требующих решения на федеральном уровне.
Последствия радиационных аварий и испытаний ядерного оружия явились одним из факторов, обусловивших негативные тенденции в изменении медико-демографической ситуации в Челябинской, Свердловской, Курганской, Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, Алтайском крае и Республике Алтай.
До 2001 года задачи преодоления последствий указанных радиационных аварий и испытаний ядерного оружия решались в рамках четырех федеральных целевых программ, срок действия которых продлен Правительством Российской Федерации на 2001 год.
В соответствии с федеральными программами реализован комплекс мер, направленных на радиационную, медицинскую, социальную и психологическую защиту граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и реабилитацию радиоактивно загрязненных территорий. Вместе с тем анализ итогов выполнения программ показывает, что проблема преодоления последствий радиационных аварий и катастроф носит долговременный характер и требует продолжения осуществления защитных и реабилитационных мероприятий.
В этих целях разработана федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года".
Целью Программы является завершение в основном к 2011 году мероприятий, связанных с обеспечением социально-экономической реабилитации территорий и радиационной защиты граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварий на производственном объединении "Маяк", Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным (без ограничений по радиационному фактору) условиям проживания населения и хозяйственной деятельности, снижение риска радиоактивного загрязнения объектов природной среды от потенциально опасных источников на производственном объединении "Маяк".
Цели и задачи

Главной долгосрочной целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны.
Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подпрограмм.

подробнее